Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Официальный сайт

Аа
decor decor

История обители

История обители

История обители от основания до наших дней [1]

В середине XVII столетия, в правление «тишайшего» Царя Алексея Михайловича и в многоскорбное патриаршество Святейшего Никона, проживал в городе Темникове некто Лука Евсюков, писец и служилый дворянин, которого должность, как сказано в старой книге, была таковая: летом на коне с саблею, зимой в Приказной избе. Человек он был молитвенный, имел любовь и усердие к монашескому чину, о чём и свидетельствует добрый плод его жизни. Ибо владея землею в двух верстах от города, за обширными сенокосами на противоположном пойменном левом берегу Мокши, у красивой излучины и отпочковавшейся от речного русла Санаксарской заводи[2], в подступившем по возвышенности сосновом бору, — решил он основать здесь монастырь, найдя место сие весьма удобным для уединённой жизни иноческой. Лука Евсюков пригласил в 1659 году из Старо-Кадомского Троицкого монастыря старца Феодосия, который, пришед и пленившись красотою онаго места, решил остаться тут навсегда. С помощью Луки Евсюкова и, вероятно, пришедших из Старо-Кадомской обители братий, а также и присоединившихся местных пустыннолюбцев, старец Феодосий срубил прежде всего часовню — для совершения ежедневного молитвенного правила, а затем в меру расчистили лес, обустроили простые жилища, вскопали и развели для пропитания огород. Всё как всегда... Собравшееся о Господе малое братство прожило таким образом в убожестве около десяти лет.

Городские Темниковские и уездные разных чинов и звания боголюбивые люди, видя смиренное благочестивое житие Санаксарских подвижников и умножение братии, били челом Святейшему Патриарху Иоасафу II о благословении и разрешении построить им в Санаксарской пустыни церковь во имя Пречистыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимiрския, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя в просьбе своей ещё и ту причину, что поблизости к ним нет ни мужских, ни женских монастырей и желающим пострижения негде сие желание исполнить.

На таковое прошение дана была 30 октября 1669 года от Патриарха благословенная грамота:

Божиею милостию, се аз смиренный Великий Господин, Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея России. В нынешнем во 7177 (1669) году били нам челом города Темникова и уездные всяких чинов люди, а в челобитной их написано: в Темникове-де городе и уезде монастырей у них мужских и девичьих нет, кому по вере изволит Бог постритца, а негде, что-де монастыри от них одалели, пустыня-де Санаксарская от города версты с две, а на той-де пустыни поселились иноки, тому лет с десять, а церкви-де у них нет, служат заутрени и часы и вечерни в часовне; и ныне они обещались в той пустыни воздвигнути церковь, во имя Пречистыя Богородицы иконы Владимiрския, и нам бы их пожаловать, благословить, велеть им на тою церковь лес ронить и с того лесу воздвигнути новую церковь, во имя Пречистыя Богородицы иконы Владимiрския, и антиминс дать; и аз смиренный Великий Господин, Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея России, города Темникова и уездных всяких чинов людей благословил, велел им на тою церковь лес ронить и с того лесу в Темниковском уезде в Санаксарской пустыни воздвигнуть новую церковь, во имя Пречистыя Богороди-цы иконы Владимiрския, и монастырю быть, а верх бы на той церкви был не шатровой, и алтарь сделать круглой тройной, а в церкви во алтарной стене посреде были б царския двери, а по правую их сторону южные, а по левую северныя, а подле царских дверей, по правую сторону меж южных, вначале поставить образ Всемилостиваго Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящий тоя церкви, а по левую сторону царских дверей, меж северных, вначале поставить образ Пречистыя Богородицы и иныя образы по чину, а как та церковь совсем совершитца, то на тою церковь велел им и антиминс дать, и освятить ту церковь попу с диаконом, по правилам святых Апостол и святых Отец. Писана на Москве лета 7177 октября в 30 день. Грамота за печатью Патриарха. На обороте подписал: Диак Перфилей Семенников.

Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо Сретенский храм строился семь лет, — монастырь же по построении храма получил название Сретенской Санаксарской Пустыни.

В 1676 году, по прошению старца иеромонаха Феодосия с братией, дана была Благословенная грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви:

Божиею милостию Великий Господин Святейший Иоаким, Патриарх Московский и всея России. В нынешнем во 7184 (1676) году били челом нам города Темникова, пустыни Сретения <Владимiрской иконы> Пресвятыя Богородицы, что на Мокше реке, строитель чёрный поп Феодосий с братиею, а в челобитной их написано: в той же их пустыни построена церковь, в честь Сретения <Владимiрской иконы> Пресвятыя Богородицы, а не освящена, и нам бы их пожаловать, благословить, велеть бы тою церковь освятить и дать о том Освященную грамоту и антиминс. И аз Великий Господин Иоаким, Божиею милостию Святейший Патриарх Московский и всея России, строителя чёрнаго попа Феодосия с братиею пожаловал, благословил, велел ему в тою церковь дать антиминс и, буде построена против Благословенной грамоты, освя-тить соборне, по правилам святых Апостол и святых Отец, как о том напечатано в малых потребниках, а антиминс взяв, везти попу или диакону со всяким бережением и чистотою. Писана на Москве лета 7184 февраля в 6 день. Приложена Патриаршая сургучная печать. На оборотной стороне написано: по сей грамоте антиминс дан.

В следующем 1677 году старец Феодосий, уже в сане игумена, бил челом Великому Государю Феодору Алексеевичу, прося узаконить за монастырём перевоз на реке Мокше и прилегающие сенные покосы. От Великого Государя последовала на прошение грамота:

От Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, в Темников воеводе нашему Ондрею Александровичу Хвостову да подъячему Ивану Верещагину. Бил челом нам Великому Государю Темниковскаго уезда Санаксарския пустыни игумен Феодосий: построен-де их монастырь под Темниковым городом на реке Мокше, и под тем монастырём на той реке перевоз слывёт Санаксарский, а был изстари безъоброчной и не на откупу, а ездят через тот перевоз грацкие люди и небольших помещиков крестьяне, а проездом и гонцы и всяких чинов люди, и по их-де челобитию и по подписной челобитной воеводы Василия Шиписова да подъячего Василия Березина отдан тот перевоз им, старцам, для пустыннаго их строения и на пропитание братии, и на том-де перевозе всяких чинов людей перевозят они, старцы, своею работою, и перевозные заводы, суды и паром учинили, а нашей-де Великаго Государя грамоты — почему им тем перевозом впредь владеть и перевоз иметь — не дано; да под тем же монастырём на заводы Мокши реки по обе стороны Палкинскаго истоку сенные покосы были на оброке у Темниковскаго розсыльщика Данилки Сергеева, а оброку платил он, Данилко, с тех сенных покосов по пяти алтын на год, и те-де сенные покосы он, Данилко, отдал им, старцам, в монастырь из того же оброку. И нам Великому Государю пожаловать бы и велеть им, для их скудости, тем перевозом владеть и перевоз иметь, и за сенные покосы оброчные деньги, пять алтын, из оброку выложить, и о том дать им нашу Великаго Государя грамоту. И как-де к вам сия наша Великаго Государя грамота придёт, то вы бы о том к нам Великому Государю писали: тот перевоз в монастырь отдан ли на пропитание старцам, и будет отдан им до нашего Великаго Государя указу, тем перевозом велел старцам владеть по-прежнему на пропитание; также и о сенных покосах к нам Великому Государю писали бы, и буде теми сенными покосами розсыльщик Данилко в монастырь поступился, то вы бы теми покосами велели владеть им же, старцам, до нашего Великаго Государя указу и оброк в нашу Великаго Государя казну платить, по чему с тех покосов плачено прежде сего без перекупки. Писан на Москве лета 7185 (1677) апреля в 27 день. На оборотной стороне подписано: в Темников воеводе нашему Ондрею Александровичу Хвостову да подъячему Ивану Верещагину. Диак Петр Самойлов. Справил Аника Кемин.

Двадцать два года своей подвижнической жизни отдал Санаксару старец игумен Феодосий. В феврале 1681 года по Именному повелению Великого Государя Феодора Алексеевича и с благословения Святейшего Патриарха Иоакима он, с несколькими Санаксарскими братиями, был направлен с миссионерскою целью в Сибирь, где возглавил Даурскую Духовную миссию и стал основателем двух монастырей у южных берегов Байкала: Свято-Троицкого Селенгинского и Спасо-Преображенского Посольского[3]. Митрополит Сибирский и Тобольский Павел так наставлял миссионеров: «Приехав в Даурию, в Селенгинске и других городах и острогах приглашать всяких иноверцев к истинной христианской вере православной, поучать со всем тщанием и ревностию из Божественного Писания и крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа; приводить же к тому Божиему делу без всякого тщеславия и гордости, с благим намерением, без всякого оскорбления, опасаться, чтобы какими-нибудь словами не отдалить строптивых иноземцев от святого дела».

Так основатель и первоначальник Санаксарского монастыря завершил земной путь подвигом апостольского служения, просвещая языческие народы Сибири светом Христовой Истины[4].

Краткая опись 1685 года зарегистрировала такое состояние Санаксара: «...в том монастыре церковь деревянная во имя Пречистыя Богородицы <Сретения иконы Ея> Владимiрския; а в церкви святые образа местные: образ в киоте Спаса Нерукотворенного, на прозелени, перед образы лампады литые медные полужёны, с кистьми на чепях, да образ местный в киоте же <святителя> Николая Чудотворца, резанный на золоте; царские двери и сень — Господь Саваоф со Апостолы, на золоте; на престоле Евангелие письменное; на колокольнице колоколов: большой весу восемь пуд, другой четыре пуда, два малых весу два пуда; около монастыря ограда деревянная красного лесу в столбах, в монастыре келия строительская, четыре келии братские нового красного лесу; сушило и погреб; двор конюшенный и воловой, вокруг двора ограда красного лесу; пчельник; росчистной земли три четверти в поле, да животинный выпуск меж монастыря и озера Токунино и по Посольской дороге; да к тому ж Богородицкому монастырю по указу Великих Государей — на Мокше реке Санаксарский перевоз, да сенные покосы от Санаксарской заводи вверх по Палкинскому истоку по обе стороны в разных урочищах 300 копён; да по челобитной попа Ивана Матвеева да казначея старца Филарета с братией написано к Богородицкому монастырю к церкви Пречистыя Богородицы <Сретения иконы Ея> Владимiрския для богомолья Великих Государей на свечи, на ладан и на вино церковное и на пропитание — рыбные ловли: озерко малое Палкино с истоком да заводь Санаксарская, что идёт из Кувшинного да из Палкинского озерка, и в озере Токунине с истоком, и по Мокше реке и около монастыря в озерке малом Палкине; да росчистные сенные покосы в той же монастырской округе в разных урочищах 80 копён, да за Посольскою дорогой в бору 30 копён».

Вскоре Санаксарской пустыни ещё отведены были сенные покосы, земля и лесные угодья, отмежёванные и укреплённые за нею писцом Димитрием Полочаниновым в 1685 и 1686 годах.

Значительным в истории двух обителей — Санаксарской и Саровской — является тот факт, что основатель и первоначальник Саровской пустыни иеросхимонах Иоанн, будучи ещё монахом Исаакием, подвизался сперва в Санаксаре, «в ревностных подвигах умерщвляя плоть постом, бдением и трудами». Его богоугодная жизнь приобрела ему любовь Санаксарской братии, и они упросили его принять священный сан. В 1692 году отец Исаакий был рукоположён в Москве во иеромонаха и, вернувшись в Санаксарскую пустынь, положил здесь начало своего священнического служения.

После игумена Феодосия были строители: иеромонахи Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью, не известно. В управление их, по благословению Преосвященнейшего Стефана, митрополита Рязанского, деревянная Владимiрская Сретенская церковь была за ветхостью разобрана и построена новая, тоже деревянная холодная.

Затем, при строителе иеросхимонахе Петре, в 1730 году марта 12 дня, на прошение его по указу из Синодального казённого приказа дозволено построить вторую церковь, деревянную тёплую, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

Потом был строитель иеромонах Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью — нет определённых сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток. Какими правилами руководствовалась Санаксарская пустынь во внутренней своей жизни, тоже сведений о том никаких нет.

В 1752 году февраля 24 дня, по указу Суздальской Духовной консистории, определён в строителя Санаксарской пустыни иеромонах Порфирий из Спасо-Евфимиева монастыря. Пробыв здесь один год, видя недостаток в братии и скудость во всём в обители, — он просил опять Суздальскую консисторию о возвращении своём в Спасо-Евфимиев монастырь, куда и уволен был в 1753 году, указом марта 17 дня, а Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни, как ближайшей к Санаксару и в то время весьма благоустроенной.

Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор (Ушаков), который возымел твёрдое намерение возобновить Санаксар.

Преподобный Феодор родился в 1718 году в сельце Бурнакове Романовского уезда Ярославской провинции, в родовом имении дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, и при святом крещении был наречён Иоанном.

В семилетнем возрасте Иоанн, по закону и обычаям того времени был записан в Лейб-Гвардии Преображенский полк Санкт-Петербурга, и когда окончил срок домашнего образования, то в июне 1735 года прибыл в столицу и приступил к служению воинскому. Через некоторое время Иоанн, показавший немалые способности, был переведён в главную, бомбардирскую роту полка, где благодаря своему усердию вскоре произведён в капралы.

Жизнь в придворном полку, при тогдашних порядках и нравах, мало располагавших к строгости и заботе о внутренней чистоте, могла бы легко со временем склонить юношу Иоанна Ушакова к утрате своих благочестивых наклонностей, ибо, по слову Апостола, худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). Но Промысл Божий, избравший Иоанна к жизни подвижнической, послал ему случай к решительной и скорой перемене жизни.

Однажды, когда Иоанн был в шумном собрании гвардейцев, в самый разгар весёлого застолья один из молодых людей, бывший до того совершенно здоров и весел, внезапно упал замертво. Этот ужасный случай имел такое потрясающее влияние на душу Иоанна, что он тогда же положил твёрдое намерение, оставив службу Государеву и всё мiрское, тайно бежать в пустыню ради спасения души.

В период после августа 1743 и до февраля 1744 (более точное время установить пока не удалось) Иоанн Ушаков бежит из полка, из царствующего града Санкт-Петербурга, чтобы «всех устранитися и в молчании пожити евангельски в тесноте; яко в мiре для спасения многия имеются претыкания и соблазны». Этот поступок двадцатипятилетнего гвардейца, которого, казалось бы, ждала немалая карьера, но который всем существом своим отдался иному зову, — по крайней мере в истории Русской Церкви остался безпрецедентным.

Иоанн бежал на окраину Империи, в северное поморье, в дикие двинские леса. Мы видим здесь явление необычайное: молодой человек, не имея, по-видимости, ни правильных духовных навыков, ни опытного старца-руководителя, а лишь исключительное желание всецело послужить Господу, начинает свой подвиг с того, что категорически воспрещается святыми Отцами, наставниками монахов: с отшельничества. Правда, мера эта была вынужденной: он обязан был скрываться от властей (что тем более не способствовало внутреннему покою), — но сам факт такого начала его аскезы — чрезвычаен; претерпеть такой путь — и не повредиться, но наипаче духом возрасти... особое, как видно, благоволение Божие было к сему подвижнику, предуготовлявшее ему подвиг исключительный и дарования великие.

Неизвестно, сколько пробыл он в двинской глуши — «в великом злострадании и гладе». Но затем, по причине крайних уязвлений от нападавших на него тамошних обывателей (как повествуется в рукописании Жития его), а кроме того наслышанный, должно быть, о знаменитых пустынножителях рославльских и брянских лесов, он переселяется к югу, к Площанской и Белобережской пустыням, совершая опаснейший переход в пол-России.

Здесь, в сентябре 1745 года, сыскной командой, каковые прочёсывали тогда труднодоступные районы Империи для выявления укрывающихся от закона, взят был в лесной келии и Иоанн, «яко человек, виду письменнаго о себе не имеющий». Он открыл, что он дворянин, тайно бежавший из Преображенского полка. Его доставили в Санкт-Петербург.

Изумительна сцена допроса Ея Императорским Величеством Елисаветой Петровной пойманного беглеца. Какое смирение и вместе с тем сила духа, преложившие на милость державную Царицу! Всё-таки пред Нею был дворянин, изменивший присяге!.. Какое решение примет Она? Каким будет наказание? Ждали этого, между прочим, и в гвардейских полках... Вот его ввели к Ней, бывшего гвардейца, преображенца, бомбардирской роты капрала, а ныне — «лицем от великаго воздержания бледна, во власянице, ремением подпоясана, с крайним благоговением взошедша...»

— Зачем ты ушёл из Моего полка?

— Для удобства спасения души моей, Ваше Императорское Величество.

— Не вменяю тебе побег в проступок, жалую тебя прежним чином — вступай в прежнее звание.

Отвечал Иоанн:

— В начатой жизни для Бога и души моей, Ваше Императорское Величество, до конца пребыть желаю, а прежней жизни и чина не желаю...

— Для чего же ты тайно ушёл из полка? Когда к такому делу вознамерился, то и от Нас мог бы быть отпущен.

— Если бы тогда просил я об этом Ваше Величество, то не поверили бы Вы мне, молодому, что смогу понести сие иго. Ныне же, по убогом моём искусе, утруждаю Ваше Величество единственной просьбой — дайте мне умереть монахом.

Он просился у Императрицы в Саровскую пустынь, но Она не пожелала отпускать от себя столь поразившего Её подвижника.

13 августа 1748 года Иоанн Ушаков, по Именному указу Императрицы Елисаветы Петровны, был пострижен в монашество в Александро-Невском монастыре с наречением ему имени Феодор.

«...И пребывал в той обители по усердию своему наиболее неисходно, внимая спасению, любя безмолвие, упражняясь в посте и в молитве».

С первых дней преподобный Феодор вёл в монастыре жизнь подвижническую. Императрица была к нему внимательна и милостива. Бывая в обители, каждый раз спрашивала, хорошо ли ему жить и не терпит ли он от кого обид. Многие из Петербургских жителей, всех слоёв общества, стали обращаться к отцу Феодору за духовными наставлениями. Были среди них и гвардейцы, бывшие его сослуживцы. Но жившие в монастыре учёные монахи из зависти, а затем и ненависти, начали жаловаться церковному начальству, что простой-де монах привлекает к себе народ, безпокоит обитель и производит соблазн. Много скорбей пришлось вынести Преподобному от братий своих. Видя себя источником гнева, злобы и соблазна, он решился уйти из обители, по слову Христову: Егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф. 10, 23).

В последних числах декабря 1756 года, по прошению своему на Высочайшее имя и не без содействия возликовавших врагов своих, преподобный Феодор был отпущен из Санкт-Петербурга для пребывания в отдалённую Саровскую пустынь, в коей подвизаться давно уже имел желание. Пленившиеся же к нему любовию духовною ученики и ученицы, исходатайствовав законные от начальства отпуски, «в след отца своего поидоша». В городе Арзамасе Преподобный поместил всех учениц своих, коих было число тогда ещё небольшое, сначала при девичьем Николаевском монастыре, а затем при приходской церкви упразднённого Новодевичьего монастыря святого Алексия, человека Божия[5]; сам же с учениками прибыл в Саровскую пустынь.

Прожив в Саровской пустыни два года, отец Феодор, видя растущее число своих учеников, счёл неудобным руководить ими, так как и сам был лишь послушник саровский. Наученный горьким опытом благоразумной осторожности, Старец просил отцов саровских дать ему обедневшую Санаксарскую обитель, пленившую его красотою местоположения и совершенной уединённостью. Получив благословение строителя Саровского отца Ефрема, Преподобный в 1759 году с учениками переселился в Санаксар.

Обитель отец Феодор застал в полном упадке. В ней была лишь одна деревянная ветхая церковь, деревянные келии и ограда почти развалились, кровли сгнили. Отец Феодор всё это возобновил и починил, причём деньгами ему помогали сановные лица, чтившие его в Санкт-Петербурге. Много старания пришлось приложить Старцу, чтобы возвратить и укрепить вновь за обителью некогда принадлежавшие ей угодья: лесные дачи, сенные покосы и рыбные ловли.

Епархиальным архиереем тогда был Преосвященный Пахомий, епископ Тамбовский. Радуясь возрождению Санаксарской обители, Владыка призвал отца Феодора к себе и предложил быть в Санаксаре настоятелем, приняв священство. Отец Феодор, по смирению, много отрицался, считая себя недостойным, но, убеждённый Святителем, был 13 декабря 1762 года рукоположён во иеромонаха с поручением ему настоятельской должности.

Настоятелем преподобный Феодор был твёрдым и строгим. По словам монастырской Летописи, он «наблюдая свой высокосвященный сан, правлением пустыни и всея в ней находящейся братии достойно соответствовал должности начальника: наставлял истинной вере и благочестию всех приходящих к нему, желающих препровождать жизнь богоугодную; ибо как он чрез многая лета монашествовал добропорядочно и в благочестии, то отменными был украшен дарованиями; нарочитое имел в наставлениях искусство, в разсуждениях был остр и пространен, и прочие, касательно благоустройства жизни человеческой, имел превосходные качества; отнюдь не склонял желания своего к стяжанию славы и богатства мiра сего, но паче любил уединение и поучение словес Божественных, жизнь свою посвящал трудам и попечению о спасении душ человеческих».

Старец завёл в обители самую первую и прочную основу иночества: личное духовное руководительство братии и полное и чистосердечное с их стороны откровение помыслов. Если кто обуреваем был помыслами — днём или ночью, — всякий мог немедленно идти к настоятелю: двери келии Старца всегда были открыты для его духовных чад. Отец Феодор отечески выслушивал каждого и, успокаивая, говорил с каждым до тех пор, покуда помысел и искушение вражие исчезали — и умирялась душа. Братия признавались, что по выходе от Старца чувствовали в совести своей такую свободу и мир, что как бы забывали всё земное! Поэтому-то ученики отца Феодора почитали себя воистину блаженными, находясь в послушании у такого настоятеля.

Вскоре собралось в Санаксарской обители до двадцати человек братии. Но так как они ещё не были пострижены в монашество, а сделать это тогда можно было только с разрешения Императрицы и Синода, то отец Феодор начал ходатайствовать об этом через графа Алексея Григорьевича Орлова, знавшего Преподобного лично. Граф доложил о сем Императрице Екатерине II Алексеевне, и Она благоволила разрешить постричь в монашество одиннадцать учеников старца Феодора из отставных гвардейских служащих, что и было подтверждено Именным указом от 23 апреля 1763 года (ещё двое учеников из гвардейцев были пострижены годом раньше).

В следующем году, когда по случаю учреждения монастырских штатов Санаксарская обитель подлежала упразднению, ходатайством и тщанием отца Феодора она была оставлена в числе действующих; 10 августа 1764 года Преподобный стал её начальником, а 7 марта 1765 года Высочайшим указом велено было Санаксару именоваться монастырём. По тому времени, когда государственная политика по сокращению монастырей велась весьма жёстко, этот поступок отца Феодора поистине должен вмениться ему в подвиг. Фактически преподобный Феодор спас тогда Санаксар от исчезновения.

Братия в обители всё прибавлялась, и отец Феодор положил намерение вместо деревянной, уже обветшалой церкви построить каменную двухэтажную, с верхним летним храмом в честь Владимiрской иконы Божией Матери и нижним тёплым, в память Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (впоследствии верхний был переименован в храм Рождества Пресвятой Богородицы). На построение нового храма, по ходатайству придворных лиц, покровительствовавших Старцу, по Именному повелению Государыни было выдано из Её кабинетных денег 500 рублей на поправление обители, и дана 15 сентября 1765 года благословенная грамота от Преосвященного Павла, епископа Владимiрского и Муромского.

Заготовив необходимые материалы и получив от благотворителей и почитателей своих из Санкт-Петербурга денежные пожертвования, отец Феодор, по утверждённому архитектором плану, приступил к постройке нового храма. Под личным его наблюдением строительство храма производилось с 1765 по 1774 год. Когда были вырыты рвы в основании церкви, во время молебна прилетел рой пчёл и сел на горнем месте будущего алтаря, как бы прообразуя обильную благодать в обители и множество монахов в ней. Преподобный Феодор велел одному брату, монаху Герману, огрести пчёл в улей.

Окончательно построенный пятиглавый храм имел четырнадцать саженей в длину, восемь в ширину и двадцать четыре в высоту.

В том же 1774 году июня 10 дня благотворителем Дмитровским купцом Павлом Ивановичем Толчёновым пожертвован колокол в сто семь пудов.

Много добродетелей было у Преподобного, много благ сделал он людям. Недоставало одного, чтобы увенчать достойную жизнь его, — невинного страдания, и Господь дал ему возможность перенести такое испытание.

Оклеветанный Темниковским воеводой Неёловым, отец Феодор в июле 1774 года был сослан в Соловецкий монастырь простым монахом. «Не печальтесь, — писал он ученикам и ученицам своим, — а радуйтесь, что до такой скорби благость Божия нас доводит, тем более, что она пришла совершенно безвинно, а за одно обличение человеческого нечестия и вопиющей на Небо несправедливости, что мы по обязанности нашей всегда о том говорить должны и не токмо страдать, но и умирать готовы». А в другом письме прибавлял: «Священство взяли, но милости Божией не отняли!»

Лишь через девять лет святой страдалец был возвращён в Санаксар; вернули ему и священство, но должность настоятеля возвращена не была.

Последние годы преподобный Феодор прожил в родной обители, в безропотном терпении скорбей и болезней, в непрестанных трудах и подвигах, служа руководителем ко спасению многим,— и 19 февраля 1791 года мирно почил от многотрудных дел своих, оплаканный множеством учеников и учениц, оставив достойный плод на земле: две славные обители — Санаксарскую и Арзамасскую,— и отойдя душою ко Господу в обитель вечную.

После удаления преподобного Феодора в Соловецкий монастырь, настоятелем Санаксара был избран иеромонах Иоиль (в мiру Илия Фомич Тишков), утверждённый в должности 8 августа 1774 года. Он был из числа отставных гвардейцев, учеников Преподобного, пострижен по Именному указу от 23 апреля 1763 года. По сказанию Летописи монастырской, «Иоиль был муж благоговейный и человеколюбивый, во всяком благом деле благоуспешный и сладкоглаголивый, тихий, ласковый и предобрый старец». Он управлял монастырём четыре года. При нём, по указам из Духовной консистории Преосвященного Иеронима, епископа Владимiрского и Муромского, освящены были в 1776 году: соборная церковь тёплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, по надлежащем украшении оной приличным иконостасом, святыми иконами и прочим благолепием; а над святыми вратами под колокольнею — церковь во имя Преображения Господня, также прилично украшенная. В сем же 1776 году окончена кладкою колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трёх саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. В 1777 году на северной стороне к реке Мокше начат строением трапезный каменный корпус двухэтажный, в длину на четырнадцати саженях, и в два года окончен. Вверху помещается трапеза с кухнею, а внизу хлебопекарня с кладовыми для муки и разных хозяйственных продуктов.

В 1778 году в декабре месяце настоятель иеромонах Иоиль, «за некоторыми от братии несогласиями» (как сказано в указе Духовной консистории), был перемещён в Архиерейский дом Преосвященного Иеронима, епископа Владимiрского и Муромского, где недолго побыв, перемещён в Московский Чудов монастырь, в котором был наместником. Из Чудова монастыря взят был в Троице-Сергиеву лавру и стоял при мощах преподобного Сергия Радонежского чудотворца. В 1791 году преставился о Господе и погребён в Вифании, принадлежащей к Лавре.

По отбытии настоятеля иеромонаха Иоиля в Архиерейский дом, по выбору братии в 1778 году указом Владимiрской Духовной консистории определён настоятелем иеромонах Венедикт (в мiру Василий Давыдович Селиванов), бывший из числа вышеозначенных отставных гвардейцев. Настоятель Венедикт, по отзыву Летописи монастырской, «был тёплый любитель добродетелей: муж благочестивый, в должности своей рачительный, к церковной службе усердный. Был простосердечен и милостив; кроме прочих званий — искусен в шитье риз». При нём в 1779 году, за присмотром казначея иеромонаха Вениамина, на восточной стороне к Санаксарской заводи построен двухэтажный каменный корпус братских келий, на десяти саженях длины. В одной из этих келий, по возвращении из Соловецкого монастыря, пребывал первоначальник обители преподобный Феодор. В том же году от Преосвященного Иеронима, епископа Владимiрского и Муромского, за рукою его и печатью даны грамоты: 1) О переименовании в соборной церкви в верхнем этаже храма Владимiрской иконы Божией Матери — в храм Рождества Богородицы; 2) О построении больничной церкви во имя Владимiрской иконы Божией Матери, с келиями для больных. Соборная главная церковь Рождества Богородицы, весьма хорошо украшенная и снабжённая утварью, освящена была лично Преосвященным Иеронимом 16 августа 1780 года. Больничная Владимiрская церковь по плану живописца иеродиакона Филарета строилась в 1780 и 1781 годах. По надлежащем украшении освящена в 1782 году июня 6 дня настоятелем иеромонахом Венедиктом с братиею по грамоте Преосвященного Иеронима. В 1781 году по южной стороне, в линию с больничными келиями, построен корпус для братских келий, двухэтажный на четырнадцати саженях длины, в параллель и симметрию с трапезным корпусом на северной стороне. В 1782 году на той же южной стороне через небольшой интервал построен двухэтажный каменный корпус братских келий на протяжении двадцати двух саженей; в нём в нижнем этаже устроена общая комната-мастерская для монастырских портных и сапожников. В интервал между означенными корпусами проведена каменная оградная стена и на ней построена небольшая башня со шпилем, и внизу — с открытыми кладовыми для дров и других хозяйственных предметов. В 1783 и 1784 годах на противоположной северной стороне, в симметрию, на протяжении двадцати двух саженей, построен каменный двухэтажный корпус, с подобною же башнею в стене. В нём устроены помещения: для настоятеля, казначея и братии вверху, а внизу кладовая, рухлядная палатка и келии для нескольких братий. В 1784 и 1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен корпусов, построена внешняя каменная ограда, обвивающая всю возвышенную площадь монастыря с трёх сторон: от реки, от Санаксарской заводи и от лугов. Ограда эта построена с отступом от стен жилых строений на четыре и более сажени; состоит из арок вышиной с подошвы в три и более аршина. По этой внешней ограде в дни Святой Пасхи, в престольные и другие праздничные дни бывали вокруг монастыря крестные ходы. В том же году по обе стороны колокольни к ограде пристроены два малых корпуса для просфорни и столярных работ; а в северо-восточном углу построены погреба и квасоварня, с башнею и келиями в ней.

В эти годы в обители Санаксарской всей братии: монахов манатейных, рясофорных, а также послушников по письменным отпускам, — проживало до ста человек, а иногда и более. По примеру древних обителей палестинских и русских постановлено было в Санаксаре священным правилом приезжающих и приходящих богомольцев всякого звания принимать и по возможности успокаивать во всём: в помещении, пище и в духовных нуждах. Также приходящим бедным странникам и нищим в нуждах их посильно помогать. При больничных келиях была устроена небольшая аптечка с необходимыми медикаментами — для своих братий болящих и для некоторых из окрестных приходивших больных. В 1786 и 1787 годах за монастырём в расстоянии от святых врат саженей на пятнадцать построен для богомольцев из благородных классов двухэтажный каменный дом с устройством приличных номеров. В нижнем этаже — особая небольшая трапезная комната и при ней кухня. В 1788 году в декабре месяце на пожертвование благотворителей отлит в Москве колокол в двести тридцать семь пудов.

При всех этих несомненных заслугах для обители настоятель иеромонах Венедикт в последнее пятилетие перед своей кончиной проявил нетерпимость к возвратившемуся из Соловецкой ссылки преподобному Феодору.

Настоятель иеромонах Венедикт скончался 27 декабря 1788 года, 62 лет от рождения, в иночестве пребывал 25 лет, и погребён у стены Соборного храма, на углу северной стороны. Ныне его могила находится на монастырском кладбище.

По кончине его, с общего согласия братии и испросив совета у преподобного Феодора, избран в настоятели казначей иеромонах Вениамин. По отзыву Летописи монастырской: «муж кроткий и почтенный, исполненный добродетели и благочестия, ревностный рачитель монастырского благоустройства и общежития». Утверждён в должности указом Тамбовской Духовной консистории 14 февраля 1789 года. Имя его мiрское было Василий Андреев. Родился в 1734 году 26 апреля в селе Кармалейках Арзамасского уезда в имении графа Бутурлина. С юных лет имея любовь к уединению и безмолвию, на двадцать третьем году возраста пришёл в Саровскую пустынь, в которой познакомился с только что перешедшим туда из Александро-Невского монастыря преподобным Феодором и сделался присным его учеником; с ним же переселился из Саровской в Санаксарскую пустынь. В 1762 году, 10 марта, пострижен в монашество с именем Вениамин. В декабре 1763 года взят был Преосвященным Пахомием, епископом Тамбовским, в Архиерейский дом, где рукоположён в иеродиакона и иеромонаха; проходил должности ризничего и казначея. Потом перемещён во Флорищеву пустынь Владимiрской епархии, в которой восемь лет был строителем. Горя непрестанною любовью к своей Санаксарской пустыни, где принял пострижение иноческое с обетом жить до смерти в оной, отец Вениамин, с усилием испросив себе увольнение от должности строителя, возвратился в Санаксар; здесь проходил десять лет должность казначея, а затем избран в настоятели. При нём в 1790 году пристроены к трапезе на каменных столбах над водовозными воротами три каменные небольшие келии с сенями; в них помещается келарская трапезная. Таким образом, начатый возобновителем преподобным Феодором и продолженный его преемниками монастырь был вполне благоустроен весь: церкви, колокольня, корпуса — все прилично украшены, кровли покрыты железом и выкрашены зеленою краскою. В 1791 году вне монастыря построен каменный двухэтажный корпус конюшенный с необходимыми хозяйственными приспособлениями и жилыми келиями для смотрителей и рабочих. В верхнем этаже помещались и богомольцы при большом их стечении из простого народа. В 1793 году в линию между гостиным домом и конюшенным выстроен каменный двухэтажный дом для помещения простого звания богомольцев, с необходимыми келиями. К гостиным домам пристроено двое каменных ворот.

В вышеозначенные годы, при строгих правилах и порядках в общежитии Санаксарском, желающие иноческой жизни умножились. Чувствовалась необходимость в прибавлении штата монашествующих. Настоятель иеромонах Вениамин с братиею в 1794 году в июле месяце через рясофорного послушника своего (бывшего бригадира[6]) Сергея Андреевича Полтева, при посредничестве родственника его Петра Богдановича Пассек, обращались с просьбою к Императрице Екатерине II Алексеевне о прибавке штата монахов. В 1795 году 24 мая последовал Именной указ, за собственноручной подписью Государыни:

«Указ Нашему Синоду.

Тамбовской епархии в Санаксарском мужском монастыре повелеваем число монашествующих умножить противу монастырей второго класса, сходно с положением в штатах духовным местам 1764 года марта 31, Нами утверждённых, оставя впрочем тот монастырь по-прежнему на своём содержании».

Таким образом, оставаясь в числе заштатных, Санаксар получил возможность иметь количество постриженных в монашество наравне с второклассными монастырями.

В 1796 и 1797 годах были сделаны небольшие каменные постройки: кузница, печь для выжига кирпича, на конюшенном дворе проведена каменная стена. Внутри монастыря к больничным келиям прибавлены ещё три для больных из братии. В 1798 году, по Высочайшему повелению Императора Павла I, наравне с другими заштатными монастырями и пустынями определено и Санаксарскому монастырю милостынное подаяние в триста рублей, также отведена и мельница в Спасском уезде при деревне Выше. В 1800 году на конном дворе начата постройка каменной конюшни на семнадцати саженях длины и пять ширины, в следующем 1801 году окончена: над нею устроена сенница с двухъярусной крышей и деревянный бревенчатый взвоз для возки сена.

В 1802 году в Москве было издано Краткое историческое описание Санаксарского монастыря, в котором находим такие замечательные подробности: «...монастырь сей, как внутренностию украшений церковных, пребогатейшею ризницею своею, вышитою золотом по разным бархатам в крайне редком вкусе, также и многим количеством риз, дорогих парчей и драгоценными Евангелиями и сосудами, не уступает самым лучшим монастырям Российским; всё же сие, так же как и монастырь весь, выстроено суммою, подаваемою вне и внутрь монастыря от разных благотворителей, старанием бывших, особливо же нынешнего настоятеля вообще с братиею. К привлечению сердец благодетелей, к снабдению обители таковыми драгоценностями послужило средством строгая в том монастыре монашествующих жизнь, редкий порядок общежития, милостивое к бедным призрение, нелестная к посетителям искренность, добродушное принятие и угощение всех без изъятия монастырским коштом. Ныне в монастыре братии около ста человек, и все они большею частию отставные военнослужащие и из дворян. Словом сказать, расположение всех монастырских зданий, с сопряжёнными приятностями местоположения, приводит всякого в удивление. Симметриальное соответствие оных, новый во всём вкус, чистота и удивительная вообще связь составляют собою крайнюю чрезвычайность, а рассыпанная повсюду правильность, точность и ум в архитектуре и искусстве доставляют зрителю приятное восхищение».

В 1803 году 13 февраля скончался добродетельный трудолюбивый старец настоятель отец Вениамин на 69 году от рождения, в иночестве прожив 41 год. При кончине напутствован был Святыми Тайнами, удостоившись мирно почить о Господе. Погребён в сыропустную неделю, с северной стороны Соборной церкви, при ногах незабвенного старца своего преподобного Феодора. Ныне могила иеромонаха Вениамина находится на монастырском кладбище.

По кончине настоятеля иеромонаха Вениамина, 17 февраля того же года с общего согласия всей братии избран настоятелем иеромонах Филарет и 28 февраля утверждён в должности указом Духовной консистории. Он был родом из города Калязина Тверской губернии, из купеческого звания. Мiрское имя его было Филипп Иванович Былинин. По любви к Богу, возбуждённый сыновним страхом, вступил в Санаксарский монастырь 1 ноября 1776 года, будучи двадцати пяти лет от рождения. Руководимый в добродетели старцем Вениамином, он пострижен в монашество 20 ноября 1781 года, во иеродиакона рукоположён 4 января 1782 года, а в иеромонаха 14 февраля 1789 года. По имени своему любитель добродетели, скромный, двадцать два года трудившийся при возобновлении Санаксарской обители — в живописи, архитектуре и росписи храмов, и в украшении самих зданий монастырских опытный по всём советник, — отец Филарет, по рекомендации митрополита Санкт-Петербургского Гавриила, указом Святейшего Синода в 1798 году вызван был в строители Боровичского Свято-Духова монастыря Новгородской епархии, для устроения там общежития. Любовь к Санаксарской обители, где он положил начало иноческой жизни, заставила его отказаться от назначения. Уволенный от строительской должности, отец Филарет определён был в том же году в Александро-Невскую лавру. Здесь высказав своё искреннее желание возвратиться в родную ему по духу Санаксарскую обитель, для благоустройства которой много с пользою потрудился, он был возвращён в 1799 году опять в Санаксар. Преосвященный Феофил, епископ Тамбовский, ценя отличные качества отца Филарета, оказывал ему всегда особенное внимание, определив помощником настоятеля Санаксарского и вместе благочинным монастырей всей епархии Тамбовской.

В 1803 году окончен устройством конный двор: обведён вокруг каменною стеною, со всеми хозяйственными приспособлениями. В 1804 году на дворе гостиного дома устроены каменные келии, разделённые на четыре отделения, с внутренними сенями; двор тоже обведён каменною стеною; здесь же было помещение для огородников. В 1805 году настоятель иеромонах Филарет рапортом своим к Преосвященному епископу Тамбовскому Феофилу объяснил, что с самого начала Санаксарского монастыря умершие братия погребались внутри ограды оного, так что трудно указать место для новой могилы, а потому просил дозволить кладбище вне монастыря. В том же году настоятель лично избрал место и расположил устроить кладбище на шестистах двадцатипяти-саженном квадратном участке, от ограды монастырской на западной стороне в ста двадцати саженях, прямо против святых ворот. Настоятель при этом просил разрешить устроить храм Воскресения Христова на кладбище, как священный залог несомненной надежды воскресения для умирающих братий. Преосвященный Феофил, одобрив эту благую мысль, 23 мая того же 1805 года разрешил построение каменного храма и выдал храмозданную грамоту. По плану, нарисованному лично настоятелем Филаретом, опытным архитектором, 31 мая 1805 года, после положенного молитвословия, начаты работы — копание рвов для фундамента. Когда приготовлен был фундамент, 4 июня, в неделю Всех святых, по окончании в соборе Божественной Литургии, настоятель со всею братиею с крестным ходом пришёл на место новостроящегося храма и сделал, после молебна, закладку оного. В 1806 году кладка храма окончена, и он покрыт железом. С 1807 по 1809 год обведена вокруг кладбища каменная ограда, на западной стороне против входа во храм устроены ворота, и по обе стороны их два малые корпуса келий; по ограде сделаны украшения в виде пирамидок и средников. Новоустроенное кладбище, с прекрасным храмом, келиям и оградою, явилось в виде малой обители для моления за усопших, за стенами благоустроенной пустыни, приготовившей их к небу при жизни их. В 1810 году 28 августа настоятель иеромонах Филарет с братиею совершил освящение новоустроенного Воскресенского кладбищенского храма, при стечении многочисленных богомольцев и благотворителей обители. Таким образом, все здания в монастыре и вне ограды его были устроены в прочном и лучшем виде. Весьма отчетливо и хорошо нарисованный самим отцом Филаретом еще в 1787 году вид монастыря был отлитографирован.

В эти годы поселился рядом с монастырём в деревне Алексеевке адмирал Российского Императорского флота Феодор Феодорович Ушаков, будучи до самой кончины своей ревностнейшим богомольцем и благотворителем обители. Сохранилось свидетельство иеромонаха Нафанаила о завершающем периоде земной жизни Феодора Феодоровича: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своём из Санкт-Петербурга, вёл жизнь уединённую в собственном своём доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, в келии, для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения. Остаток дней своих провёл крайне воздержанно и окончил жизнь как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2 дня и погребён по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

Настоятель отец Филарет кроме живописных и архитекторских трудов много потрудился и для устройства ризницы монастырской. Оставался на должности до 1817 года, но был уже крайне больной, едва могший двигаться. В определении преемника отцу Филарету Преосвященный Иона, епископ Тамбовский, писал братии: «Темниковского Санаксарского монастыря настоятель иеромонах отец Филарет к душевному нашему прискорбию третий уже год находится в болезненном положении, так что едва двигаться может. Почему, дабы святая обитель не расстроилась за тем, уволить его от должности настоятеля и засвидетельствовать ему благодарность нашу за честное и добропорядочное его долговременное монастырём управление, и иметь о нём будущему настоятелю с братиею христианское попечение».

Скончался настоятель иеромонах Филарет в обители своей 15 октября 1820 года и погребён на южной стороне у стены Соборного храма, украшению которого так усердно послужил.

По кончине отца Филарета настоятелем был избран иеромонах Нафанаил. Он происходил из духовного звания, откуда родом — неизвестно. В монастырской Летописи о нём упоминается: «после казначея Гедеона, взятого игуменом Николо-Радовицкого монастыря Рязанской епархии в 1805 году, в Санаксарском монастыре утверждён казначеем добрый трудник иеромонах Нафанаил...» В определении Преосвященного Ионы от 4 апреля 1817 года говорится: «Санаксарского монастыря казначей иеромонах Нафанаил при добром и честном поведении проходит послушания и должность свою многие годы с должным рачением и ревностию; посему усматривая мы его способным и достойным, определяем настоятелем Санаксарского монастыря». Это архипастырское определение, написанное в духе святоотеческом, даёт новому настоятелю полное руководство к разумному управлению доверяемою ему обителью. Святитель внушает, чтобы «должность свою настоятель во всех отношениях исправлял по долгу присяги и священства, по правилам святых Отец и духовного Регламента, указам Святейшего Синода и предписаниям от Архипастыря, стараясь при том елико можно о внутреннем и внешнем благосостоянии святой обители... Монахов и послушников старался бы держать в границах жития, правилами святых Отец и Регламентом предписанных, назначать каждому благоразумно должное послушание, предостерегать, чтобы не было между ними раздоров, несогласия, соблазнительных поступков, лености и нерадения, относительно соответственного монашеству образа жизни и спасения души; тщательно разведывая о их поведении чрез других, и самому лично посещать келии послушников, находящихся в искусе; стараться приобучать их к понесению иноческих подвигов и сколько возможно способствовать, чтобы они достойно могли поступить в иноческое звание, по способности каждого советовать обучаться приличному монашескому званию и полезному для обители мастерству и рукоделию. Всякое продовольствие: в пище, одежде и прочем, — полагать на себя и на братию общее и одинаковое, не уважая отнюдь ни лица, ни прихотей; трапезу иметь общую и отнюдь никому пищи в келии не выдавать, кроме болезни и отлучки на послушание. Имеете Вы, настоятель, в образе жизни, в трудах и неупустительном хождении в церковь к службам показывать братии собою действительный пример, а не словом одним руководствовать их к тому; никаких собственных запасов не заводить, а всё иметь с братиею общее; также и в городе не иметь по светским домам ни квартир, ни ночлегов. Ежели бы кто из монашествующих и послушников случайно погрешил противу своего звания или бы оказался небрегущим о исполнении своей обязанности, Вы, настоятель, имеете долг благоразумными наставлениями со смирением, кротостию и христианскою любовию возбудить в погрешившем чувства совести и раскаяния к исправлению; а буде наставления Ваши не подействуют, то употреблять по мере данной Вам власти и наказания по закону; когда же и за сим не будет надежды к исправлению, тогда, во избежание от того происходящего соблазна и нарекания монашеству и святой обители, о таковых своевольниках представлять Архипастырю на его благорассмотрение. Братии быть у Вас, настоятеля, в своевременном послушании и повиновении, без благословения и позволения Вашего никому из них ничего само собою не делать и за монастырь и никуда не отлучаться, не ходить в город и по домам мiрским, паче же по предосудительным местам не шататься и не делать соблазна и святому своему званию нарекания».

Пятнадцатилетнее настоятельство старца отца Нафанаила прошло безмятежно: монастырь был вполне благоустроен по внешности, внутренняя жизнь проходила тихо, без особых неровностей. По актам монастырским заметен довольно значительный присыл лиц духовного звания в монастырское подначальство, на исправление и обучение церковному уставу. Это свидетельствует о строгости правил Санаксарского монастыря, заведённых ещё первоначальником преподобным Феодором.

Настоятель иеромонах Нафанаил уволен от должности в 1832 году 12 сентября, по болезни: «за слабым в глазах зрением, по частым головным припадкам». Уволенный старец жил в Санаксаре до 1844 года и умер мирно на 83 году жизни 31 мая.

Настоятель иеромонах, потом игумен Димитрий происходил из духовного звания. Перемещён Преосвященным Тамбовским епископом Арсением из казначеев Козловского Троицкого монастыря 12 сентября 1832 года на строительскую должность в Санаксарский монастырь. Настоятелем отец Димитрий был строгим, неисправности нравственные преследовал бдительно и без пощады. Заслуги его для благоустройства обители тоже значительны.

В 1833 году дозволено ему перекрыть железом и окрасить медянкою кровлю на соборной церкви и колокольне, высеребрить два паникадила, тридцать шесть лампад и подсвечников в церквах. В 1834 году разрешено настоятелю Димитрию покрыть железом корпус братских келий и три башни. В 1836 году покрыты ещё два корпуса братских келий, поновлён иконостас в соборной нижней церкви Святого Предтечи и вызолочены главы на соборе колокольне. В 1838 году разрешено употребить на возобновление монастырской мельницы из монастырской казны 2500 рублей. В 1839 году 10 июня настоятель Димитрий награждён наперсным крестом. В 1844 и 1845 годах сделаны настоятелем Димитрием в соборной церкви Рождества Богородицы прекрасные сребропозлащённые ризы на местные иконы: Спасителя, Рождества Богородицы, Божией Матери и Успения Богоматери. Исправлены обветшалости иконостаса, выкрашены полы. В 1846 году игумен Димитрий с разрешения епархиальной власти пристроил к соборной церкви два входа с широкими деревянными лестницами, и вверху по сторонам обширной паперти — две палатки: для библиотеки и ризницы. Паперть внутри расписана и украшена трафаретами нового стиля.

Игумен Димитрий скончался в 1848 году, сентября 5 дня.

Иеромонах, а потом игумен Иоасаф определён настоятелем Санаксарского монастыря в 1848 году сентября 27 дня из казначеев Козловского Троицкого монастыря. Он был из вдовых священников Козловского уезда села Еремеевки. В 1838 году поступил в Архиерейский дом, где принял рясофорное пострижение, в 1839 году переведён в Лебедянский Троицкий монастырь, в 1840 году перемещён в Козловский Троицкий. В 1845 году пострижен в монашество с именем Иоасаф (мiрское имя было Иоанн). В том же году определён казначеем в Козловский монастырь, управлял и монастырём, за отсутствием настоятеля — ректора Тамбовской семинарии.

Трудами отца настоятеля Иоасафа устроен в конце Санаксарского монастырского леса скотный двор со всеми принадлежностями. В 1849 году квасоварня и погреба покрыты железною кровлею, а некоторые корпуса и сараи за монастырём перекрыты тёсом в 1850 году.

В 1854 году настоятель иеромонах Иоасаф возведён в игуменский сан. По особенным обстоятельствам, не благоприятным для него, игумен Иоасаф уволен от должности 23 сентября 1857 года с перемещением его в Саровскую пустынь, откуда вызван был в Костромскую епархию Преосвященным архиепископом Платоном на высшую должность.

Настоятель игумен Ксенофонт, из вдовых священников, в мiру — Кирилл Флорианов. В 1849 году пострижен в монашество в Тамбовском Архиерейском доме, где проходил должности казначея и благочинного. В 1857 году сентября 23 дня определён в настоятели Санаксарского монастыря. В сан игумена возведён 20 июля 1858 года. По ходатайству отца игумена Ксенофонта с разрешения Лесного департамента в 1860 году отведены Санаксарскому монастырю рыбные ловли по реке Вад в Темниковском и смежном Спасском уездах. Игумен Ксенофонт устроил очень приличное помещение на южной стороне монастыря для принятия Преосвященных архипастырей при посещении ими обители. Помещение это весьма удобное и снабжено приличною мебелью столярной работы. В связи с этим переделан также корпус так называемых больничных келий: они значительно увеличены и улучшены. В 1863 году апреля 15 дня он награждён наперсным крестом от Святейшего Синода. В том же году, сентября 7 дня, по прошению его, за болезнью, уволен от должности настоятеля. По желанию его перемещён был в Шацкую Вышенскую пустынь, в который и скончался в 1879 году.

Настоятель игумен Иларий (в мiру Илия Иванов) — из вольноотпущенных Московской губернии Клинского уезда села Обухова. Определён в число послушников Санаксарского монастыря в 1839 году, пострижен в монашество в 1842 году и в том же году рукоположён в иеродиакона. В 1843 году рукоположён в иеромонаха. В 1863 году указом Святейшего Синода утверждён в должности настоятеля Санаксарского монастыря. В 1864 году возведён в сан игумена. В 1868 году удостоен награды наперсного креста от Святейшего Синода. В 1879 году в июне месяце, по прошению за болезнью его, уволен от должности настоятеля и перемещён на жительство, по желанию его, в Саровскую пустынь.

Следующим настоятелем Санаксарского монастыря был игумен Тихон (в мiру Иаков Григорьевич Ципляковский). Он происходил из духовного звания — был сыном священника села Гремячева Шацкого уезда Тамбовской епархии. По окончании в 1860 году курса Тамбовской Духовной семинарии, некоторое время занимал должность делопроизводителя, но пребывание в мiру не удовлетворяло Иакова Григорьевича, и он в 1864 году променял мiрскую жизнь на подвиги поста, послушания и молитвы, для чего избрал Вышенскую пустынь, где был определён в число братии и 13 февраля 1866 года пострижен в монашество, а 27 июля рукоположён в иеродиакона. В 1868 году по предложению Преосвященного епископа Феодосия перемещён в Тамбовский Архиерейский дом и 11 сентября рукоположён во иеромонаха. Проходил должность ризничего, исправляя чреду священнослужения, но жизнь в губернском городе была не по сердцу искателю уединения и иноческих подвигов, вследствие чего иеромонах Тихон вскоре отправился на Афон с целью там остаться навсегда. Святитель Феофан, затворник Вышенский, хотя и благословил это намерение, но не особенно охотно, говоря: «В душе надо Афон устроить», — тем не менее, помогал странствию отца Тихона деньгами, советами и указаниями. Побыл отец Тихон и в Иерусалиме, но в конце концов вернулся в Россию, в родную Вышенскую пустынь. «При всём желании, — писал он о себе, — поклоннику святых мест не довелось остаться на Афоне... Недостало сил и решимости навсегда оставить родную Россию... Много нашлось и других причин немаловажных... Пришлось со скорбию-слезами, а затем радостно воротиться в родные края». В 1874 году любителю уединения, никогда не искавшему, а напротив, избегавшему общественных должностей, вновь пришлось послушания ради расстаться с любимой Вышей, за назначением на должность казначея Лебедянского Троицкого монастыря, в котором исправлял два года и должность настоятеля. В 1877 году 7 февраля перемещён в Тамбовский Архиерейский дом, где был экономом. В том же году 26 марта удостоен награды наперсного креста. Состоял членом попечительства о бедных духовного звания. В 1878 году 13 апреля возведён в сан игумена. 25 июля 1879 года общим собранием монашествующей братии Санаксарского монастыря избран настоятелем, что и было утверждено Святейшим Синодом 15 сентября того же года.

Игумен Тихон был настоятелем Санаксарского монастыря до декабря 1884 года, после чего был переведён на настоятельскую же должность в Лебедянский Троицкий монастырь, а в 1886 вследствие расстроенного здоровья вынужден был подать на покой и окончательно поселился в Выше. Там он жил, уединившись в своей келии, которую оставлял лишь для посещения храма Божия и святителя Феофана. Великий затворник Вышенский избрал его своим духовником, и одно это уже свидетельствует о высоких духовных качествах отца Тихона.

Живя на покое, свободный от служебных обязанностей, игумен Тихон усиленно занимался составлением назидательных духовно-нравственных сочинений, из которых многие удостоились рассмотрения и одобрения святителя Феофана. Любовь к душеполезным книгам всегда была присуща игумену Тихону: так, в бытность свою на Афоне, им была собственноручно переписана, а затем привезена в Россию рукопись известной впоследствии книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».

Игумен Тихон преставился о Господе 23 декабря 1896 года и погребён в Вышенской пустыни у алтарной стены Казанского собора.

Заслуга его для Санаксарской обители прежде всего в том, что им составлены и изданы «Историческое описание монастыря» и «Жизнеописание старца иеромонаха Феодора...», которое он заканчивает следующими словами: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Сими словами Апостола заключим жизнеописание нашего приснопамятного наставника, отца Феодора. Да упокоит Господь душу его в селениях праведных, со святыми преподобно подвизавшимися! Жизнь его была славна и делом и словом, поэтому и успение его со святыми. Молитвами его да приумножатся в обителях его Санаксарской и Арзамасской между учениками и ученицами дух истинной веры и благочестия, дух молитвенного подвижничества и трудолюбного послушания, дух искренней любви к Богу и ближним! Отец Феодор был истинным носителем этих даров Святаго Духа. Если обители его пребудут верными заветам отца своего, то Господь продолжит мирное существование их до назначенных им Божественным Его промыслом пределов».

С 1885 года настоятелем Санаксарского монастыря был игумен Амвросий (в мiру Алексей Иванович Ворогушев), перемещённый на эту должность из Саровской пустыни. В 1893 году игумен Амвросий скончался, и настоятелем был избран иеромонах Феодосий с возведением в сан игумена.

Игумен Феодосий (в мiру Феодор Иларионович Мясников) происходил из крестьян села Даниловки Тамбовского уезда. Он подвизался в Санаксарском монастыре с 1866 года, пройдя путь от послушника до настоятеля обители. Настоятелем он был до декабря 1895 года, когда скоропостижно скончался, будучи проездом в Рязанском Спасском монастыре, где и погребён на монастырском кладбище.

Следующим настоятелем был игумен, впоследствии архимандрит Августин (в мiру Александр Степанович Кривоногов). Он был родом из крестьян села Михеевки Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Служил до ухода из мiра в Лейб-Гвардии Волынском полку, уволен в запас в чине каптенармуса. Поступил в Санаксарский монастырь (1877), пострижен в монашество (1887), рукоположён во иеродиакона (1888) и иеромонаха (1894). Два года был казначеем. С декабря 1895 настоятель Санаксарского монастыря. Возведён в сан игумена (1899). Назначен благочинным монастырей северных уездов Тамбовской епархии (1905). Возведён в сан архимандрита (1914). Имел многие церковные награды, в 1911 году удостоен ордена Святой Анны III степени.

Архимандрит Августин был настоятелем, опытным в духовной жизни и крепко содержащим монастырское хозяйство. Под его окормлением возрос в монастыре преподобный Александр, заменивший отца Августина после его кончины у руля управления монастырём и до конца дней почитавший архимандрита Августина своим Старцем.

В годы настоятельства отца Августина была открыта одноклассная церковноприходская школа с квартирой для учителя в деревне Алексеевке, находившаяся на монастырском содержании и в которой обучалось до шестидесяти деревенских детей (1896); сооружены новые иконостасы в Преображенском надвратном храме (1897) и в нижнем Иоанно-Предтеченском храме соборной церкви (1899); малый одноэтажный корпус направо от колокольни, служивший мастерской для столярных работ, перестроен в жилой двухэтажный (1905); возведена ча-совня над могилой адмирала Ф. Ф. Ушакова, а деревянная Крестовоздвиженская часовня в монастырском лесу перестроена в каменную (1906, обе разрушены в 1930 годах); построены новые производственные помещения в монастыре и на монастырском хозяйственном дворе в деревне Алексеевке.

Из сохранившихся впечатлений столичного чиновника морского ведомства В. Ильинского, приезжавшего в Санаксарский монастырь в годы настоятельства отца Августина, узнаём о «бодром, трудническом, крепко спаянном внутренней дисциплиной порядке монастырской жизни», о том, что «обиход монастыря радует своей спокойностью… походит на многосемейный зажиточный крестьянский дом, живущий без нужды и сытно лишь благодаря неустанной деятельности каждого члена семьи от малого до старого. Настоятель монастыря — добрый хозяин, его зоркий глаз всё видит и блюдёт стройность налаженного хозяйства». А посетивший монастырь в 1911 году Преосвященный Кирилл (Смирнов), епископ Тамбовский и Шацкий[7], «высказал настоятелю игумену Августину своё удовольствие по поводу усмотренного им отличного внешнего и внутреннего благоустройства монастырской жизни», при этом особенно отметив «истовое совершение в монастыре церковного богослужения, прекрасное пение и чтение».

Последний год своей жизни архимандрит Августин безропотно перенёс мучительную болезнь и скончался, напутствуемый церковными Таинствами и любовью братии, настоятелем и старцем которой был почти двадцать лет. Настоятель архимандрит Августин был похоронен за алтарём Соборного храма. Ныне его могила находится на монастырском кладбище.

Преподобный Александр (в мiру имя его было Георгий) родился 4 апреля 1882 года в селе Невежкине Чембарского уезда Пензенской губернии в семье крестьянина Андрея Михайловича Уродова и жены его Агафии Алексеевны. Окончил земскую школу. Благодаря строгому религиозному воспитанию с раннего детства полюбил церковные службы, с десятилетнего возраста нёс послушание в приходской церкви села Невежкина: был певчим, звонарём. 9 марта 1901 года поступил в Санаксарский монастырь, где в течение десяти лет нёс самые разные послушания. 30 августа 1911 года пострижен в монашество с именем в честь святого благоверного князя Александра Невского. 8 сентября 1911 года рукоположён в сан иеродиакона, а 22 июля 1913 — во иеромонаха. Назначен на должность казначея монастыря. В 1914 году по благословению архиепископа Кирилла (Смирнова) принимал участие в подготовке к прославлению святителя Питирима, епископа Тамбовского. После кончины архимандрита Августина, был 27 мая 1915 года избран братией настоятелем Санаксарского монастыря, утверждён Святейшим Синодом и 20 июля возведён в сан игумена архиепископом Кириллом (Смирновым).

Будучи монархистом, игумен Александр не принял ни клятвопреступный Февраль 1917-го, ни тем более большевицкий переворот. Когда в начале 1918 года большевицкая власть установилась в городе Темникове, игумен Александр не скрывал своего к ней отношения. Воспользовавшись этим, часть монашествующей братии, проникнутая бунтарскими настроениями, самочинно сместила своего настоятеля, заручившись от темниковских большевиков согласием на избрание нового, лояльного к власти, игумена. Постановлением Военно-революционного трибунала от 27 марта 1918 года игумен Александр был задержан, взят под охрану и обвинён в агитации против советской власти. 9 апреля было вынесено постановление, по которому игумен Александр как «ярый контрреволюционер, не признающий советскую власть», должен быть выслан в распоряжение Тамбовской Духовной консистории, и 9 июня 1918 года игумен Александр вынужден был покинуть Санаксарский монастырь.

В июле 1920 года митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым) отец Александр был назначен настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни, а в апреле 1922 года — наместником Седмиезерной пустыни с возведением в сан архимандрита. Отец Александр был против изъятия властями церковных ценностей, за что привлекался в 1922 году к ответственности органами ГПУ, выступал против обновленчества в Казанском крае. При закрытии монастыря был арестован 31 октября 1928 года. Обвинялся в том, что «группировал вокруг бывшего монастыря весь монашествующий элемент в целях возможного возрождения монастыря… среди крестьян окрестных деревень вёл усиленную агитацию за восстановление монастыря… призывал восстать против поругателей и не дать им наложить печать антихриста на святые храмы…» Все возводимые на него обвинения архимандрит Александр отрицал. 22 марта 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ вынесло приговор: «заключить в концлагерь сроком на три года». Исходя из документов следственного дела, был направлен «в Вишерское отделение УСЛОН ОГПУ», хотя сам преподобноисповедник Александр свидетельствовал в позднейших письмах, что отбывал срок в Соловецком лагере. Затем ещё три года (по октябрь 1934) отец Александр находился в ссылке на Урале.

Епископом Яранским Димитрием (Поспеловым), знакомым по Тамбовской епархии, где он был благочинным церквей города Темникова, архимандрит Александр был определён в январе 1935 года настоятелем церкви села Сретенское Кичминского района Кировской области, а 5 августа 1935 года перемещён настоятелем в Петропавловскую церковь села Соболева Санчурского района, где служил до августа 1936 года, пока церковь не была занята местными властями под засыпку зерна. В сложнейшей ситуации церковно-государственных противостояний того времени архимандрит Александр был верным последователем церковной позиции священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского. С ноября 1937 года архимандрит Александр завершил открытое священническое служение и, не снимая сана, поступил на работу в Санчурское лесничество, где проработал до 1950 года. Затем проживал в селе Соболеве на покое. Все эти годы исполнял монашеские правила, совершал богослужения на дому, нёс подвиг старчества, тайно окормляя своих духовных чад. Вошёл в юрисдикцию Московского Патриархата в 1955 году. Духовником архимандрита Александра в последние годы жизни был игумен Димитрий (Роженцов; в схиме Серафим), который вспоминал о нём как о любвеобильном Старце-утешителе и великом молитвеннике.

Скончался отец Александр 14/27 августа 1961 года. По благословению епископа Кировского и Слободского Поликарпа (Приймака) игумен Димитрий совершил отпевание при огромном стечении народа. Известны случаи чудотворений по молитвам преподобного Александра как при его жизни, так и после его блаженной кончины. Преподобный Александр почитается в Казанской, Вятской, Йошкар-Олинской и Саранской епархиях. 18 сентября 2001 года были обретены святые мощи преподобноисповедника Александра и перевезены в Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь.

В те 20-е годы, после изгнания Санаксарского настоятеля, оставшаяся братия существовала под видом коммуны с издевательским названием «Новая жизнь». Монастырь грабился и разорялся. В октябре 1929 года он был закрыт.

Наступил долгий период запустения и осквернения обители. Мародёры разрушили часовню над могилой адмирала Феодора Ушакова и надглумились над его честными останками. Разрушили и перекопали монастырское кладбище. Сбили главы с церквей, изуродовали благолепие росписей и архитектуры... В притворе Соборного храма устроили конюшню, навоз выкидывался через оконный проём на братские могилы у соборной стены. Позже, когда хозяевами монастыря стала школа сельских механизаторов, в нижнем храме Усекновения главы святого Иоанна Предтечи стояли трактора...

Так продолжалось до 70-х годов, когда началось восстановление Санаксара пока ещё как памятника архитектуры.

В 1991 году, сразу после образования Саранской епархии, руководство Республики Мордовия решилось на такой важный шаг, как передача в ведение Русской Православной Церкви всего комплекса Санаксарского монастыря.

Ныне настоятелем и священноархимандритом Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря является епископ Краснослободский и Темниковский Климент (Родайкин), его наместником в монастыре — архимандрит Иннокентий (Руденко).

Архимандрит Иннокентий (Руденко Олег Алексеевич) родился 25 ноября 1968 года в г. Череповце Вологодской области. В 1992 г. окончил Иркутский Государственный университет. 9 декабря 1993 г. епископом Иркутским и Ангарским Вадимом рукоположён в сан диакона, а 13 февраля 1994 г. в сан пресвитера. С 1995 г. — настоятель Петропавловского храма г. Шелехова. В 1999 г. окончил заочное отделение Московской Духовной семинарии. В марте 1998 г., по давнему своему желанию монашеской жизни, перешёл в Саранскую епархию и зачислен в братство Санаксарского монастыря. По благословению Преосвященнейшего Варсонофия (Судакова), епископа Саранского и Мордовского (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), 25 июня 1998 г. пострижен в монашество с именем в честь святителя Иннокентия Иркутского. Постриг совершил архимандрит Варнава (Сафонов; ныне епископ Павлодарский и Экибастузский). В апреле 1999 г. награждён наперсным крестом. С 2000 г. иеромонах Иннокентий настоятель Троицкого подворья Санаксарского монастыря в г. Саранске. 21 марта 2005 г. возведён в сан игумена, 15 марта 2010 г. награждён палицей. С октября 2010 г. — наместник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря. 25 марта 2011 г. возведён в сан архимандрита. Имеет церковную награду: медаль Святого благоверного князя Даниила Московского.

В мае 2021 года количество братии в Санаксарском монастыре было более 60 человек, из них монашествующих — 46, в том числе 13 в сане священника.

Ежедневно в Соборном храме совершается Божественная литургия: зимой в нижнем этаже в церкви Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, летом — в верхней церкви Рождества Богородицы; также совершаются богослужения в храмах: Воскресенском кладбищенском, Владимiрской иконы Божией Матери и Преображения Господня.

В течение года множество паломников посещают Санаксарский монастырь из разных регионов страны — и всех братия радушно встречает, безплатно кормит и устраивает на ночлег в монастырской гостинице. Имеется животноводческое и пчеловодческое хозяйство, молочную продукцию и мёд можно приобрести в монастыре. Братия и трудники исполняют послушания на огородах и теплицах. В авторемонтном цехе, слесарной, столярной мастерских тоже трудится братия. Паломники с удовольствием приобретают санаксарский хлеб, сухари, выпекаемые в монастырской пекарне. Большим спросом пользуется богослужебный уголь и ладан санаксарского изготовления.

Значимыми вехами в истории возрождённой обители стало прославление в лике святых трёх угодников Божиих, чья земная жизнь была связана с Санаксаром. 11 июля 1999 года состоялись торжества прославления восстановителя обители преподобного старца Феодора (Ушакова; |1791). 5 августа 2001 года прославлен его родной племянник праведный воин Феодор — великий адмирал Феодор Феодорович Ушаков (|1817), стяжавший славу не только непобедимого флотоводца, но и благочестивейшего христианина. Торжества прославления праведного воина Феодора Ушакова, которые возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), вылились в грандиозный духовный праздник, в котором приняли участие командный состав Военно-Морского Флота России и Украины, руководство Республики Мордовия, духовенство Саранской и других епархий, тысячи гостей и паломников. В сентябре 2001 года в обитель перенесены мощи последнего дореволюционного настоятеля Санаксара архимандрита Александра (Уродова; |1961), прославленного в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

На братском кладбище за алтарём Воскресенской церкви благоговейно почитается братией и многочисленными паломниками могила старца схиигумена Иеронима (Верендякина; |6 июня 2001), бывшего в течение десяти лет духовником обители и снискавшего своей праведной жизнью любовь верующего народа.


1 При составлении использовано «Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря», изданное игуменом Тихоном (Ципляковским) в 1885 году.

2 Санаксáр — на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности».

3  Ныне в обоих монастырях возрождается монашеская жизнь.

4 Сохранилась чугунная плита от разрушенной часовни в Спасо-Преображенском монастыре с надписью: «На пролитой здесь христiанской крови, въ 1681 году пришедшiе изъ Москвы проповедники веры монгольскимъ язычникамъ, игуменъ Феодосiй и iеромонахъ Макарiй съ братiею, основали монастырь, въ память убиiеннаго посла названный Посольскимъ». Не исключено, что сподвижник игумена Феодосия — иеромонах Макарий тоже был из Санаксарской братии.

5 Положив тем самым начало Алексеевской женской общины, которая — ко дню блаженной кончины преподобного Феодора — была уже количеством до ста пятидесяти сестёр, имела строгий устав, Старцем данный, и дух, древним обителям подобный, а в последующее столетие наипаче процвела дарованиями и окрепла; перед захватом власти безбожниками — более восьмисот сестёр спасалось здесь, исполняя заветы преподобного Старца, и это был один из знаменитейших женских монастырей России.

6  В Табели о рангах — военный чин пятого класса, между полковником и генералом.

7 Впоследствии митрополит Казанский; священномученик (|1937, память 7 ноября).