святой праведный воин Феодор
Многие считают, что адмирала Ушакова причислили к лику святых за военные победы, но это не так. За военные победы дают военные награды. К лику святых причисляют только за святость. И сама канонизация есть свидетельство Церкви о том, что данный святой предстал перед престолом Божиим в Царстве Небесном и получил дерзновение молиться за весь мир. Святость состоит в любви к Богу и к ближним. Все остальные добродетели являются средством для приобретения этой главной добродетели. Одним из показателей любви к Богу (но не самым главным) является молитвенность и любовь к церковной службе. Когда Феодор Ушаков был начальником города и порта Севастополь, несмотря на свою занятость, он не пропускал ни одной службы ни утром, ни вечером, т. е. часов 5–6 в день он молился только в храме. А когда во время Великого он поста жил здесь в монастыре, то выстаивал все службы, которые по тогдашнему уставу длились до 12-ти часов.
Но самым главным показателем любви к Богу является любовь к ближним. Все биографы адмирала Ушакова свидетельствуют о том, что его отличительной чертой было милосердие к людям, а также любовь к врагам.
В 1807 г. адмирал Феодор Ушаков ушел в отставку, в 1810 г. он поселился в Алексеевке купив небольшое поместье, и стал вести здесь молитвенную, уединенную жизнь. По воскресным и праздничным дням он приходил в монастырь молиться, а на Великий пост ему предоставляли келью.
Согласно завещанию, в 1817 г. Феодор Феодорович похоронен у ног своего дяди, прп. Феодора Санаксарского.
В августе 2002 г. адмирал Ушаков прославлен как местночтимый святой Саранской епархии, а в 2004 г. причислен к лику общечтимых русских святых.
Причислив адмирала Ушакова к лику святых, Церковь показала, что святость, как высший идеал христианского совершенства, достижим в любом месте и совместим с любой должностью. Этим также было показано, что успех в наших делах во многом зависит от благочестия. Адмирал Ушаков искал Царствия Божия в любви к Богу и ближним, и Господь прилагал ему успехи в делах и победы.