Что есть сребролюбие
Корень всех зол есть сребролюбие 1 Тим 6:10
Сребролюбие – третья из восьми главных страстей, состоящая в ненасыщаемом, бесконечном увеличении внешних благ. Сребролюбие – нарушение второй заповеди, идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу»: Нельзя служить Богу и маммоне (Мф. 6:24), то есть богатству.
Преподобный Иоанн Лествичник называет эту страсть тьмоглавым (многоглавым) бесом сребролюбия. Существует множество разновидностей этого недуга: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие. Во всех проявлениях страсти сребролюбия есть один общий мотив – желание обладать многим, любовь к самому процессу приобретения и обладания.
Другие страсти насаждены в человеческой природе как бы врожденные, они имеют в нас начала, сросшиеся с плотью, рождаются почти вместе с нами, предваряют различение добра и зла и хотя сначала увлекают человека, однако побеждаются долгим трудом... А страсть сребролюбия, привходя позднее, извне навязывается душе, оттого легче можно пред остеречься и отвергнуть ее. Но будучи оставлена в пренебрежении и однажды закравшись в сердце, она бывает гибельнее всех, и ее труднее прогнать. Ибо она становится корнем всех зол, доставляя многочисленные поводы к порокам. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Страсть сребролюбия будучи оставлена в пренебрежении и однажды закравшись в сердце, она бывает гибельнее всех... Ибо она становится корнем всех зол, доставляя многочисленные поводы к порокам. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Сребролюбие связано с другими страстями. Корень всех грехов... есть сребролюбие, а после сребролюбия... чревообъядение, сильнейшее и обильнейшее выражение которого – пьянство. Святитель Игнатий (Брянчанинов).
По слову преподобного Марка Подвижника: Причина всякой грешности – тщеславие и желание удовольствия. Все очень просто. Любишь вкусно кушать, ни в чем не ограничивать свое чрево – надо больше зарабатывать. Завидуешь внешнему виду, одежде и материальному благополучию других – нужны деньги, чтобы сравняться с этими людьми. Хочешь иметь славу мирскую – надо добиться положения, поста с соответствующими финансовыми возможностями и почетом. Сребролюбие – корень всех зол; как худые ветви, питает оно все прочие страсти и не дает засыхать тому, что от него процвело. Желающий истребить страсти пусть прежде исторгнет сей корень их; пока же остается сребролюбие, не сделаешь себе пользы, отсекая ветви; потому что, если и будут отсечены, скоро опять вырастут Преподобный Нил Синайский.
Разновидности недуга
Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» («Православный катехизис»).
Мшелоимство – корыстолюбие, взимание «мшела» – корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. Примечание протоиерея Сергия Правдолюбова: Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Также это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.
Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников процентами, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишней работой, если во время голода продают хлеб по завышенной цене» («Православный катехизис»). В широком смысле «лихоимство» означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении данное слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9,5; Еф. 4,19 и 5,3; Кол. 3,5).
Корень сребролюбия – маловерие
Стремление к наживе и обогащению коренится в маловерии и недоверии Богу и Его Промыслу. Вместо того, чтобы соблюдать заповеди Божьи и всецело в жизни уповать на Бога Промыслителя всего мира, человек стремиться создать фундамент благополучной жизни на стяжании. Вот что пишет святитель Григорий Палама: Страсти, порождаемые сребролюбием, делают трудно победимым неверие в Божественное Промышление. Неверующий в это Промышление опирается на богатство своею надеждой… Так и святитель Феофан Затворник пишет, что не богатство - беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и бывает богат. Кто на единого Бога уповает и прилепляется к Нему всем сердцем, тот богат Богом. Кто на что другое уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот этим другим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царство Божие.
Святые Отцы говорят, что богатство дается человеку Богом для того, чтобы он помогал нуждающимся, и к нему надо относиться не как к своему собственному имению, но как временно, на срок, врученному Богом для управления и доброго использования.
Богатство дается человеку Богом для того, чтобы он помогал нуждающимся, и к нему надо относиться не как к своему собственному имению, но как временно, на срок, врученному Богом для управления и доброго использования.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорил: То, пойдем ли мы в рай или в муку, зависит не от того, сколько у нас денег, много или мало, а от того, как мы употребим то, что имеем. Деньги, имения и все материальные блага не наши, они Божии, а мы ими только заведуем. Бог потребует от нас отчета, до последней нашей копейки, в том, как мы ею распорядились, согласно ли Его воле или нет (Поучения старцев. Сост. Дионисий Тацис).
Святоотеческое учение о преодолении страсти сребролюбия
По святоотеческому учению, бороться со страстями, в том числе и со сребролюбием, надлежит до самой смерти, не обольщаясь их ослаблением или мнимым исчезновением.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин учит, что со сребролюбием необходимо бороться с первых же его прилогов, потому что болезнь сребролюбия, принятая однажды, с большим трудом изгоняется, и при этом важно бороться с самыми помыслами, а не только с делами сребролюбия.
Борьба со сребролюбием заключается в том, чтобы взращивать в себе добродетели, противоположные сребролюбию: милосердие к нуждающимся, милостыню, щедрость, бескорыстие, равнодушие к богатству и нежелание стяжания, ревнование о духовных благах и дарованиях, а не о тленном земном имуществе, возделывание в противовес пожеланиям стяжания благих помыслов: страха Божия, памяти смерти, любви к ближнему.
Нестяжание – добродетель, противостоящая сребролюбию, ею побеждается эта страсть. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, что включает в себя нестяжание: Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Безпопечительность. Мягкость сердца.
Святитель Димитрий Ростовский учит уповать на Бога: Не бойся оскудения ни в чем, ибо прежде ты не имел ничего - теперь же имеешь и если не имеешь - будешь иметь. Ибо не оскудел Тот, Кто все создал, и никогда не оскудеет. Крепко веруй этому: не оскудел Приведший все из небытия в бытие; Дающий пищу алчущим. Насыщающий всякое животное преизобилен во всем. Не будь скуп в подаянии просящим и не отвращайся от Того, именем Которого у тебя просят; дай все - Дающему тебе, да приимешь от Него сторицей.
Источник: https://pravlist.online/