Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Официальный сайт

Аа
decor decor

Многословие, пустословие, празднословие

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (Притчи 21:23)

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (От Матфея 12:36)

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (От Матфея 5:37)

Причины многословия и празднословия

Святые отцы указывают несколько причин многословия и неразрывно связанного с ним празднословия: гордость, самомнение, тщеславие, многоядение, неимение страха Божия, злая привычка (навык), происходящая от невнимания к собственным согрешениям. Человек не предает многословию особого внимания и в своем многословии рассуждает, осуждает, завидует. Совершает непроизвольный грех. Непроизвольный грех, это грех который не был заранее спланирован, но это грех который отражает внутреннюю сущность человека и открывает верх сокрытого в глубине корня. Вот этим самым корнем и опасен наш непроизвольный грех.

Через наши уста выходит наружу то, что невидно при других обстоятельствах жизни человека. Уста человека обнажают его сердце. Можно много говорить о глупости человеческой, но непрерывный поток слов, которые не контролируются разумом это очень большая глупость, не ведущая ко спасению. О каком долготерпении можно говорить, если человек непрерывно дает оценку всему и всем вокруг себя, сравнивая все естественно с самим собой.

Может ли человек избавиться от пустословия? Да, может. Если человек раскается в своем пустословии и призовет Господа к себе на помощь, то любовь Господня поможет ему победить. Вот так оно бывает. Если человек не удалит «горький корень», то, сколько бы он не каялся, удаляя видимую часть своего греха, он так и не расстанется с ним. Бог ожидает кающегося грешника, готового к перемене жизни по воле Божьей. Утомившийся от своего греха человек получает освобождение от него при покаянии, и Бог дарует ему не только прощение, но и победу над грехом. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоиль 2:32)

Многословие
Празднословие - враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей

Чем пустословие отличается от празднословия?

В некоторых вариантах употребления слово «пустословие» выступает синонимом «празднословия». Однако по строгому счёту между двумя этими терминами существует различие. В отличие от понятия «пустословие» понятие «празднословие» главным образом связано не с понятием «пустота» (внутренняя бессмыслица, бессодержательность), а с понятием «праздность», означающим бесцельное, бесполезное времяпрепровождение.

Конечно, бесцельный и бесполезный разговор, каким является пустословие, вполне может быть обозначен как бесцельное и бесполезное времяпрепровождение. В этом отношении пустословие сближается с празднословием. Между тем, значение первого понятия не перекрывается полностью значением второго, и наоборот. Тогда как понятие «празднословие» с большей выразительностью отображает идею бессмысленности, бесполезности (определяемого этим именованием) разговора как формы деятельности или занятия, понятием «пустословие» акцент выставляется на ничтожности или вредности внутреннего содержания речи.

Речь может быть названа праздной даже тогда, когда её содержание касается важных, в том числе религиозно-нравственных тем, если при этом она произносится не ко времени. Например, если вместо того, чтобы исполнять монастырское послушание, инок предастся продолжительной беседе, его беседа может быть справедливо расценена монастырским начальством как празднословие, несмотря на важность затронутой в этой беседе проблематики.

То же можно сказать о затяжных разговорах по служебному телефону в рабочее время, формально глубоких и интересных, однако неуместных по причине нарушения трудовой дисциплины, прерывания рабочего процесса. С другой стороны, если и тема, и время, и место для разговора выбраны правильно, например, с целью проповеди в храме или в духовной школе, однако докладчик оказывается не подготовленным, не компетентным, искажающим фундаментальные истины, призывающим не к тому, к чему Бог призывал, то его проповедь можно назвать бессмысленным сотрясанием воздуха или пустословием.

Наконец, пустословием может обозначаться и прямой обман, способствующий совращению с истинного пути (ср.: произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении (2Пет.2:18)). Итак, празднословие, в большей степени, указывает на невнимание к использованию времени, а пустословие — на невнимание к словам.

Протоиерей Андрей Ткачёв: Говорить «просто так» нельзя. Это все равно, что есть, не чувствуя голода, и этим разрушать здоровье. Слово – это семя. Оно оплодотворяет, если оно живо. И совсем не зря существует такое понятие, как «словоблудие», потому что говорение ни о чем есть разновидность духовного излития семени на землю (ср.: Быт.38:9)… Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей.

Многословие
Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу многословие бывает причиной уныния и раздражительности. Преподобный авва Исаия

Святые отцы о многословии, празднословии

Преподобный авва Исаия: Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиной уныния и раздражительности.

Преподобный Антоний Великий: Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык. Если идешь с братиями, иди несколько поодаль от них, чтобы сохранить молчание. Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится обратиться к ним, говори кратко и со смирением.

Преподобный Сисой Великий: Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен открытым дверям?»

Святитель Димитрий Ростовский: Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков»,- говорит апостол (Иак. 3, 9). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2).

Преподобный Амвросий Оптинский наставлял: Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото. Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться. Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит. Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние. Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет.

Больше молчите

Преподобный Варсонофий советовал: Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида.

Источник: https://pravlist.online/

1171