Церковные суеверия
Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьезных проблем. Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации – нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные.
Значит, любовь наших людей к суевериям просто безграмотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф?
Бог не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно – она дается непосредственно Богом в Откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7:3, Мф 15:3).
Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он не верил – он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Язычество – это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как не странно, можно встретить и в церковной ограде.
Родная сестра язычества – магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3:5). родом, попадает под гипноз коллективных представлений». В основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе». К сожалению, такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников. Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам.
Для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является, чуть ли не самым основным в их духовной жизни. Но это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирно магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением. Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой, или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве.
Другая крайность — это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Приходилось видеть, как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов». А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования.
Многих прихожан надо просто «купать» вовремя водосвятного молебна, дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.
В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию – поиск старцев, а если быть точнее - вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению. Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.
Святые отцы, начиная со святого Ипполита Римского, говорили, что принятие печати будет добровольным.
Чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии. Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых стоял гроб, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.
Люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Если человек верит во Христа, то он стремиться как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви. Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Осознание своей греховности – самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие и бегают как от огня. Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения.
По материалам иерея Александра Пикалева. Приводится в сокращении.
Околоцерковные суеверия и приметы
Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны, так как они уводят людей от истинного богопознания. Следовательно, с суевериями необходимо вести бескомпромиссную борьбу. В Православном богословии существует положение, согласно которому зло не имеет своей собственной сущности, а является извращением добра. Суеверия, как частный случай зла представляют собой искажения тех или иных положений Православного учения и богослужебной традиции. Таким образом, можно классифицировать суеверия в соответствии с теми пунктами Православного учения, на которых они паразитируют.
Существуют суеверия, связанные с вероучением. Их немногочисленность объясняется тем, что суеверные люди, как правило, не знают Православного вероучения. Пример: “Троица – это Иисус Христос, Божия Матерь и Святитель Николай”.
Суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений.
- Пасха: посещение кладбища вместо участия в богослужении.
- Родительские субботы, Радоница: можно поминать самоубийц; на кладбище нужно идти до 12:00 дня т.к. после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище; продукты, принесенные на парастас, получают усопшие и др.
- День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня.
- Преображение: грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения; весь смысл праздника люди видят только в освящении плодов.
- Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова, то в доме не будет тепла.
- Воздвижение: сдвижение – осень к зиме сдвигается.
- Богоявление: святая вода, освященная накануне праздника (в сочельник), “сильнее”, чем освященная в сам праздник (или наоборот).
- Сретение: зима с летом встречается.
Не надо верить приметам – и не будут исполняться преподобный Амвросий Оптинский
Суеверия, связанные с церковными Таинствами
Крещение. Суеверные побуждения к Таинству: “чтобы грыжа зажила; чтоб ребенок меньше плакал; чтобы не сглазили”. Просят назвать крещаемого другим именем (тайным), чтобы не сглазили. Если воск с постриженными волосами утонет в купели, то это плохо.
Миропомазание. Многие прихожане думают, что елеопомазание на Всенощном Бдении это и есть миропомазание.
Исповедь. Люди рассказывают не о грехах, а о проблемах, считая, что проблема должна разрешиться. Люди перечисляют грехи без покаяния. Просят порвать листок со списком грехов, воспринимая это как священнодействие.
Евхаристия. Причащают детей, чтобы животик не болел, взрослые причащаются для поднятия гемоглобина. Некоторые кощунственно понимают Причащение как “прочищение”, например, организма. Считают, что нельзя после Причастия и запивки целовать никого и ничего, т.к. благодать перейдет на целуемый предмет.
Соборование. Люди воспринимают соборование как предсмертное помазание, если же человек не умер после Соборования, то ему нельзя есть мясо и вступать в брак, вести супружескую жизнь.
Венчание. Просто красивый торжественный обряд. Гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.
Священство. Многие люди уверены, что священнослужителем человек становится в силу самого факта окончания духовной семинарии. Люди боятся обращаться к священнику с какими-либо вопросами, воспринимая его лишь как колдуна или мага, совершающего ритуалы.
Суеверия, связанные с обрядами
Погребение. Отпевать можно даже неверующего, лишь бы был крещеным. Кладут в гроб различные посторонние бытовые предметы (деньги, мобильные телефоны). На могиле устраивается языческая тризна.
Освящение автомобилей. Считается, что дается гарантия безопасности.
Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысл Божий преподобный Иоанн Лествичник
Суеверия, связанные со святынями
- Магическое отношение к святыням, использование святынь для колдовства.
- Неправильное почитание икон. (Какая икона лучше Казанская или Владимирская?)
- Неправильное отношение к Святому Кресту. (Дарить крестик это не грех? Боязнь подобрать найденный на улице крестик)
- Многочисленные заблуждения связанные с церковными свечами. Люди, загадав желание, ждут пока свеча догорит, для того чтобы оно исполнилось.
- Суеверное отношение к святой воде (смешивают св. воду, взятую в разных храмах, считая, что смесь “сильнее”, чем вода, взятая в одном храме)
- Многочисленные суеверия, связанные с пасхальным артосом и просфорами.
- Суеверия, связанные с поминальными записками и сорокоустами.
- Указание в записках лиц, поминовение которых запрещено церковными канонами, в полной уверенности, что данное поминовение поможет этим лицам.
- Поминовение живых за упокой, с целью навредить этим лицам.
Вот далеко не полный перечень суеверий, распространенных в церковной и околоцерковной среде. Можно заметить, что значительная часть суеверных методик выражает стремление людей к достижению телесного здоровья и земного благополучия. В стремлении к чисто земным благам люди зачастую обращаются к колдунам, экстрасенсам, целителям и от них получают различные указания суеверного характера.
Святоотеческие наставления, предостерегающие от суеверий
Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.
Источник: https://pravlist.online/