Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Официальный сайт

Аа
decor decor

О болезни и немощи

Болезнь и немощь – тяжёлое испытание. Нарушается привычный образ жизни, становятся невозможными многие прежние радости и утешения, приходит боль и страдание. Преподобный Амвросий писал о тяжести болезни: В скорбях человек может находить утешение в молитве, а в тяжкой болезни телесной он и этого утешения лишен. Причины болезней Много причин у болезней.

Преподобный Макарий наставлял: Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями! В своих письмах старец учил приписывать болезнь воле Божией, хотящей человеку спасения: Пробегая паки письмо твоё, заметил в оном твоё малодушие о болезнях твоих. Пишешь ты, что болезнями посещает Господь не от любви, а наказует за грехи, а ежели бы знала, что от любви, то лучше бы терпела. Как же не от любви Бог тебя посещает? Ежели и самое наказание от любви Божией происходит? Прочти в послании к Евреям в 12-й главе: Егоже бо любит Господь наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет.

болезни
Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение. преподобный Нектарий Оптинский

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал о болезни как об очищении для души: Что больна – не беда, грешным людям это очищение; как ржа от огня очищает железо, так и болезнь врачует душу… Преподобный Амвросий напоминал о том, что Господь вразумляет нас через болезни, которые посылаются к пользе душевной: Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и разсудительнее… Ты напрасно принимаешь помыслы, будто оставлена от Бога, потому что болеешь; совсем напротив, но Сам Бог лучшее о тебе устраивает ко спасению средство... - писал прп. Макарий Оптинский.

Преподобный Иосиф наставлял: Надо Бога благодарить за болезнь, ибо ею очищаются грехи. Как больной может быть блаженнее здорового? Сравнивая здорового и больного человека, преподобный Антоний замечал, что в болезненном состоянии можно быть блаженнее здорового: Если посмотреть на человека здорового, и посмотреть на человека долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого: то кого из них назвать блаженным или окаянным – здорового или страждущего?

Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние в грехах своих пред Господом Богом и пред духовным отцем, и приобщались Святых Таин? Между тем здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если случится поговеть однажды в год. Старцы Оптинские не требовали от болящих телесных подвигов. Преподобный Амвросий писал больному духовному чаду: Да ты больше сиди, где тебе стоять? В болезни это не требуется. Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения - писал преподобный в другом письме.

На вопрос о врачах преподобный Амвросий отвечал так: Спрашиваешь меня грешнаго, – в обыкновенных болезнях ждать ли всегда чудеснаго исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божией, и не грешно ли пользоваться и простыми средствами. Греха в этом никакого нет; потому что всё от Господа Бога и лечебныя средства, и самые лекаря. И я нынче говела. А исповедь бывает такая, – больше немая, то есть, ничего кажется нет на душе. А посему вы ныне в болезненном состоянии своем блаженнее всех здоровых, окружающих вас; а к сему ещё и вечное блаженство на небеси приготовлено для вас от Господа Бога, о чём во страдании своём радуйтеся вы и веселитеся, и от всея души благодарите милосердаго Бога, что у Него для страждущих приготовлено великое множество милости и утешения, которые в своё время получите вы за молитвы Богородицы. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям; а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая притом, что всё зависит от Всеблагаго и Всемогущаго Бога, Который Един, их же хощет, живит или мертвит. А преподобный Никон писал кратко: Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение.

Преподобный Антоний писал: Апостол не говорит: умирает ли кто из вас?, но болит ли кто, пусть призовёт пресвитера, и воздвигнет его Господь. Мы же, по губительному неверию, прибегаем сперва к внешней помощи. Когда уже нет более никакой надежды, приступаем к Причастию и соборованию, забывая, что сказал Спаситель слепцам, просившим у него исцеления: по вере вашей буди вам. В болезни не забывать о молитве Преподобный Анатолий (Зерцалов) советовал в болезни не забывать Иисусову молитву: ...Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову, и будешь здорова. Правда, что поболеть молодому человеку полезно. Но ещё лучше здоровому служить телом и духом Богу.

болезни
Преподобные старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Но если доселе продолжается болезнь… Некоторые больные остаются неисцелёнными, даже прибегнув к мастерству врачей и Таинству покаяния. Преподобный Антоний писал по этому поводу так: Но, если доселе продолжается болезнь, то это не потому, будто бы не слышит Бог молитвы молящихся к Нему, но потому некоторых оставляет Он без исцеления, чтоб лучше и более облагодетельствовать человека страждущего, дабы чрез временное страдание освободить человека грешного не точию от вечных мучений за грехи, но и даровать ему спасение и соделать наследником небесного Царствия. Здоровьем следует дорожить Преподобный Иосиф называл здоровье даром Божиим: Пишете, что по тяжёлым обстоятельствам не следует гнаться за здоровьем и жизнью. Вообще, здоровьем и жизнью должно дорожить, ибо это есть дар Божий. А если где потребует крайняя необходимость, там, конечно, должно жертвовать и здоровьем, и жизнью. Но у Вас такой необходимости ещё нет. Закончим главу о болезнях словами преподобного Анатолия (Зерцалова): Похворать можно, но только когда Бог пошлёт.

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Источник: https://pravlist.online/

103