Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Официальный сайт

Аа
decor decor

Воскресение Христово

Иисус Христос — Истинный Бог наш, став Человеком и умерев за наши грехи, примирил нас с Собою. Христос основал Церковь, которая будучи таинственным Телом Его (Еф.1:23), продолжает дело спасения людей. И поэтому с Богом может примириться только тот, кто стал членом Его Церкви, основанной две тысячи лет назад. Священник в Таинстве Рукоположения (посвящения в сан) получает от Бога власть прощать и удерживать грехи людей (Ин.20:23).

Воскресение Христово – это главный христианский Праздник. Великую пасхальную ночь оглашает гимн: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Это песнопение раскрывает смысл празднуемого события. Чтобы понять его, нам необходимо обратиться к началу человеческой истории. Первые люди, будучи обольщены падшим ангелом - дьяволом, предали Божью любовь. И завистью дьявола грех вошёл в мир, а с грехом — и смерть. И смерть вошла во всех потомков Адама, потому что в нем мы все согрешили (Рим.5:12). Смерть не только разлучила душу с телом, она внесла тление и болезнь в кратковременную человеческую жизнь, и все без исключения люди были обречены на пребывание в аду после смерти. Поэтому все ветхозаветные люди, начиная с Адама и Евы, ждали, когда исполнится обетование Бога и придёт долгожданный Спаситель.

Воскресение Христово

И вот, чуть более 2000 лет назад, исполнилось древнее пророчество пророка Исаии: Се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14). И Бог воплотился и стал человеком, чтобы как человеку умереть и, сойдя духом в ад, сокрушив адские врата, вывести из него всех праведников.

А совершив всё это, Он Сам воскрес в своём теле. И мы, становясь христианами, в Таинстве Крещения облекаемся во Христа, вкушая Его Тело и Кровь в Таинстве Причастия, становимся сотелесными и сокровными Христу, и если Христос воскрес, то и мы воскреснем в своих телах.

В Символе Веры мы исповедуем, что ожидаем воскресения мёртвых и жизни будущего века. Пасха – Воскресение Христово — есть подтверждение и твердое обетование того, что все мы воскреснем. Потому что, если Христос не воскрес, то тщетна вера наша (1Кор. 15:14). Своей смертью Христос победил саму смерть. Теперь, за трагедией смерти следует триумф жизни и у каждого человека появилась реальная возможность спастись и наследовать блаженную жизнь с Богом.

Почему мы освящаем куличи и яйца?

Освящение продуктов к пасхальному столу является благочестивой традицией, которой мы выражаем Богу благодарность за Его дары и заботу о нас. Крашеные яйца, творожная пасха, пасхальный кулич — всё имеет свою символику.

Яйцо — это символ жизни, выходящей из уз смерти. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного Воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в Вечную жизнь все умершие. Обычай дарить друг другу в праздник Пасхи яйца идет от самой древности.

Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она после Вознесения Господа пришла в Рим для проповеди Евангелия и, представ перед императором Тиверием, поднесла ему яйцо и сказала, начиная свою проповедь: Христос воскресе! Император удивился этим словам и заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике.

Воскресение Христово

Артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Артос — символ Господа нашего Иисуса Христа: Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век (Ин.6, 48-51). Артос печется из дрожжевого теста. Закваска в нем символизирует Жизнь вечную, которую дает Господь верующим в Него.

Пасхальный кулич, главное блюдо на пасхальной трапезе, — это артос, перенесенный на праздничный стол. В куличе присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Такое дополнение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе.

Творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности "новым небом и новой землей". А форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец" (Откр. 21, 22). А еще творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня.

Но при всей красоте пасхальных традиций мы не должны забывать, что главная забота Господа о нас – это спасение наших душ. Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 7–8). Для этого Бог и стал Человеком во всем подобном нам, кроме греха, чтобы дать нам победу над грехом и соделать нас наследниками непреходящей радости блаженной вечной жизни, начало которой открывается человеку уже здесь – в земном странствовании.

Воскресение Христово

Вот как об этом писал священномученик Онуфрий (Гагалюк): Христос Спаситель явился на землю не для того, чтобы устроить людям здесь, на земле счастливую, спокойную, богатую жизнь: рай на земле. Он не ставил себе задачей уничтожить нищету мирскую. Сам Он не имел, где главы приклонить (Лк. 9:58)… Своих почитателей Спаситель не освободил ни от скорбей, ни от болезней, ни от гонений, ни от насильственной смерти (Ин. 16:33; Лк. 21:12–17). Зачем же сходил на землю Бог Слово? Для спасения душ человеческих, для того, чтобы переродить человека из греховного, страстного в сына Божия и дщерь Божию по благодати: дать чрез это внутреннюю радость человеку, которая, начинаясь здесь, будет продолжаться вечно (Ин. 16:22).

Но такой характер деятельности Спасителя нашего и Бога не говорит еще о том, что Он не оказывает влияния на земную жизнь. Напротив, здесь залог и благополучия земного. Когда ты будешь настоящим учеником Христовым: станешь любить Бога, исполнять Его святые заповеди, боясь оскорбить Его даже грешной мыслью, а также будешь любить ближнего своего, не делать ему никакого зла, – тогда со своей стороны будешь оказывать великое благодеяние и для всех окружающих. И если бы так же поступали и все люди, тогда воистину был бы рай на земле! Но так как люди отходят от Бога и Его заповедей, ставят во главу деятельности своей волю человеческую, изменчивую, ограниченную, а без Бога и злую, полную ненависти и вместе страха, – то о земном рае, или даже относительном покое на земле не может быть и речи, согласно словам Христовым: и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24:12).

Священномученик Онуфрий (Гагалюк). В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Иисус Христос — Истинный Бог наш, став Человеком и умерев за наши грехи, примирил нас с Собою. Христос основал Церковь, которая будучи таинственным Телом Его (Еф.1:23), продолжает дело спасения людей. И поэтому с Богом может примириться только тот, кто стал членом Его Церкви, основанной две тысячи лет назад. Священник в Таинстве Рукоположения (посвящения в сан) получает от Бога власть прощать и удерживать грехи людей (Ин.20:23).

Источник: https://pravlist.online/

58