Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Официальный сайт

Аа
decor decor

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

«Не ищи здесь, на земле, ничего, кроме Бога и спасения души».

14/27 ноября совершается память великого русского святогорского старца Иеронима (Соломенцова; 1802–1885). Иеросхимонах Иероним уже на протяжении более 100 лет является одним из самых почитаемых подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Старец Иероним (в миру Соломенцов Иван Павлович) родился 28 июня 1802 г. в городе Старый Оскол Курской губернии (ныне Белгородская область) в семье купца второй гильдии. Не прельщаясь богатством, он рано начал проситься у родителей в монастырь; держал строгий пост, ночи проводил в молитве. Наконец, в 1831 году родители отпустили его в монастырь. Побывав в нескольких русских монастырях, он в 1836 году приехал на Афон и вскоре принял иноческий постриг с именем Иоанникий.

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

В ноябре 1840 г. по приглашению русского братства он перешел в Русский монастырь Святого великомученика Пантелеимона в должность духовника. В скором времени был рукоположен в иеромонаха, а 23 марта 1841 года был пострижен в схиму с именем Иероним. Во время вступления отца Иеронима в Свято-Пантелеимоновом монастыре русских иноков осталось только одиннадцать человек. Подвижника встретили страшная нищета обители, огромные долги, незаконченное строительство, нехватка всего – от продуктов питания до стройматериалов и одежды.

Много трудов отец Иероним приложил для обновления русского святогорского монастыря, восстановления Старого Русика, а также устроения духовной жизни в них. Проявлял отеческую заботу старец о всех русских святогорцах. Укрепляя уклад обители, старец Иероним к 1881 году составил первый в истории обители письменный общежительный «Устав Русского на Афоне св. вмч. и целителя Пантелеимона общежительного монастыря». Устав регламентировал все стороны монастырской жизни.

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

Отцу Иерониму удалось примирить две враждовавших в монастыре партий — греков и русских. Кроме братии своей обители старец духовно окормлял монахов болгар, греков, грузин, молдаван, сербов и представителей других национальностей. В самом монастыре он учредил раздачу бедным инокам и пустынножителям Афона денег, продуктов и одежды.

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

Старанием о. Иеронима был устроен Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе. В Москве святогорскими монахами была поставлена часовня во имя вмч. Пантелеимона, а в большом отдельном здании на Никольской улице устроено подворье (1879) с приютом для увечных воинов – участников русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Начатая старцем издательско-просветительская деятельность была продолжена и расширена при московской часовне, где бесплатно распространялась огромными тиражами духовная литература, брошюры и просветительские листки.

Отца Иеронима высоко почитала и можно сказать — благоговела пред ним вся Святая Гора; иноки почитали его за святого и видели в нём мудрого и любвеобильного наставника. Само число иноков Пантелеимонова монастыря возросло с 10 до 800 человек.

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

Старец Иероним воспитал множество иноков-подвижников, среди которых были: ближайший ученик схиархимандрит Макарий (Сушкин), преподобный Стефан Филейский, преподобный Аристоклий Афонский, дипломат и философ Константин Леонтьев и многие другие.

Старец оставил богатое наследие в виде правил и наставлений для иноков, назидательных рассказов и писем к духовным чадам.

Почти полвека трудился отец Иероним в качестве духовника. Жизнь его близилась к концу. В последнюю минуту своей жизни великий старец, даже смертью своей назидающий братию, произнес ясно и твердо слова, запечатавшие прожитый век его на земле: «Слава Богу за все!» Сказав это, он медленно склонился на руку верного своего ученика игумена Макария и, тихо вздохнув, мирно преставился.

Преставился старец 14/27 ноября 1885 года. Со всей Святой Горы стеклись иноки и пустынножители отдать последний долг своему наставнику, кормильцу и благодетелю. Собралось их около тысячи человек. Погребли великого старца близ алтаря Пантелеимоновского собора. По свидетельствам очевидцев, во время заупокойных богослужений произошли чудесные случаи исцеления 2 паломников после прикосновения к телу усопшего. После кончины старца на Афоне и в России происходили его чудесные явления, сопровождавшиеся благодатной помощью.

Память о старце благоговейно передается на Святой Горе от поколения к поколению, собираются материалы для его канонизации.

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

Наставления старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова)

Случайностей в мире нет

Случайностей в мире нет – они существуют только для людей неверующих.

О перенесении клеветы и злословия

  • Хотя клевета человеческая и тяжела для перенесения ее, как терновый венец, но она полезна для наших душ, ибо она очищает тайные наши грехи.
  • Пусть злословят нас, пусть поносят, пусть клевещут, лишь бы мы не воздавали им тем же. А без этого и спастись невозможно.

Имя Господне – великая защита и великая помощь

Необходимо держать памятование о Божием присутствии везде.

Если человек не имеет молитвенного общения с Богом – он мертв душою.

Прошения у предстоящих на молитве бывают разнообразные: иные просят о том, другие о другом, но мы, прежде всего, должны начинать со славословия и благодарения, как учит нас тому Мать наша святая Церковь, ибо она всякую службу Божию начинает со славословия и благодарения: Благословен Бог наш и Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, а затем переходит к разным уже прошениям и молениям.

Имя Господне – великая защита от душевных врагов и великая помощь к неприятию страсти и несоглашению с грехом.

Это общее правило: пока действует молитва, ни за что не браться. Ибо равного ей нет ничего.

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

Читайте отеческие книги поприлежнее

Теперь вы имеете книги отеческие, читайте их поприлежнее, они просветят вас и мало-помалу неприметным образом подвигнут вас вперед к добродетельной жизни. А если мы не будем читать отеческих книг, то и толку из нас никакого не будет.

Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец

  • Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец, поэтому надо смотреть нам, чтобы не упустить времени к покаянию, того ради хорошо не обращать внимание на новости, которые разоряют нас вконец.
  • Блаженны, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей. Тот скоро исцелит свои душевные раны и достигнет в любовь Божию.
  • Напротив того, среди празднословия и невоздержанных бесед сколько говорится и выслушивается душевного, после и собственная совесть упрекает во многом, а вернуть уже нельзя. Часто эти разглагольствования служат причиною взаимных неудовольствий и вражды между братиями. А это – зло самое великое, особенно когда кто медлит в этом чувстве, ибо тогда и молитва его Господом не приемлется.

Тяжкий грех – осуждение

  • Есть грехи, кажущиеся малыми, но смертные. Например, осуждение.
  • Тяжкий грех – осуждение: таковые присваивают себе власть Божию
  • Увы! Кто избавит нас от этого греха? Мы привыкли присматривать за поведением других, а не за своим, отчего часто впадаем в тяжкий грех осуждения.

Осуждение ближних искореняется самоосуждением

  • Ешь, пей – не соблазняйся, но держи самоукорение, а не осуждай других. Внимай себе. Чай пьют – пей, едят – ешь, говорят – и ты отвечай, смеются – смейся, но внутри внимай себе с самоукорением.
  • Осуждение ближних искореняется самоосуждением: кто постоянно смотрит на себя, вникает в свое сердце, распознает свои грехи и недостатки, тому некогда судить других.

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

Различные пути ко спасению

Предписывать правила к прохождению духовного жития весьма трудно по разнохарактерности людей, по различным путям ко спасению… Совесть – для нас и в нас закон. Совесть не оправдает, когда неправо поступаем. Уклонимся от правого пути – укорим себя и смиримся, воззовем ко Господу о помощи.

Всем открыт вход в Царство Небесное

  • Спасались и спасаются богатые и бедные, цари и простецы, монашествующие и мирские – всем открыт вход в Царство Небесное.
  • Разве не спасительное дело – чтить и покоить своих родителей, иметь попечение о своем семействе, служить для общества и для святой Церкви? Исполняйте эти добрые дела без ропота, по чистой совести и с призыванием помощи Божией. А в дополнение молитесь почаще, творите посильную милостыню и воздерживайтесь от таких дел, которые противны совести и Богу. В таком случае милостив будет к вам Бог и в сей кратковременной, и в будущей нескончаемой жизни.

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

Источник: https://pravlist.online/

309