Преподобный Стефан Филейский, Вятский Чудотворец
Преподобный Стефан Филейский, Вятский (в миру Куртеев Симеон) родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина в селе Филейки близ Вятки. С юных лет он имел горячее желание служить Богу, знал наизусть множество молитв, читал священные книги, часто бывал в храме.
После учебы в гимназии родители отправили Симеона на учебу в Казань, а затем в Санкт-Петербург, но мирская жизнь не привлекала его. В 1850 году вышла в свет книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», после прочтения которой юноша возымел огромное желание посвятить свою жизнь служению Богу.
Он оставляет учебу и решает оставить мир. Симеон жил в Соловецком монастыре, затем много странствовал, бывал в Сарове, в Глинской пустыни, в Крыму, в 1864 году - на Святой Земле, дважды посещал Афон. Во время странствий Симеон вел аскетическую жизнь, терпел голод и холод, непрестанно молился. Возвращаясь, он жил в родном селе Филейки. Неподалеку от села, в лесу, он выкопал пещерку, где подвизался в уединении, молчании и молитве. Много времени он посвящал чтению духовной литературы. За годы странствий он научился умной сердечной молитве.
Сельчане, не понимая высоких устремлений подвижника, поначалу считали его душевнобольным, издевались над ним. Много скорбей и унижений пришлось вытерпеть Симеону. Между тем Господь по его молитвам совершал чудеса. Так, он молился всю ночь на 4 апреля 1866 года, произнося непрестанно: «Господи, спаси Царя!» После стало известно о покушении в этот день в Петербурге на Государя Александра II и о том, что стоявший рядом с террористом крестьянин оттолкнул стрелявшую руку, и покушение не удалось. В другой раз в селе Филейки случился страшный пожар. Сгорело много домов, и лишь тот дом, где в ту ночь находился Симеон, остался нетронутым огнем. Он ходил по двору среди пламени с иконой Божией Матери, пел акафист, и искры чудесным образом пролетали мимо дома.
Со временем люди стали почитать Симеона за его праведную жизнь, незлобие и доброту. Когда стали открываться земские школы, сельчане упросили Симеона учить их детей грамоте. Симеон согласился, но учить стал не по мирским учебникам, а по священным книгам. Будучи человеком образованным, праведный Симеон решился наконец писать и собственные сочинения. Труды его на аскетические и нравственные темы были высоко оценены Вятским епископом Аполлосом, который уговорил подвижника принять монашеский постриг и священный сан.
В 1877 году 23 февраля Симеон был пострижен в монашество с именем Стефан в честь святителя Стефана Великопермского, просветителя вятичей. На третий день после пострига он стал иеромонахом Крестовоздвиженского монастыря города Слободского, но в скором времени возвратился в свою пустынь у села Филейки. Весть о благодатном старце, о чудесах и исцелениях, происходивших по его молитве, быстро разнеслась по округе. Многие приходили к нему за благословением, советом и утешением. По молитвам преподобного множество людей получали исцеление от душевных и телесных болезней.
Своими трудами отец Стефан воздвиг церковь, основал скит. К старцу стала собираться братия. Отец Стефан насаждал традиции афонского старчества. Через некоторое время скит был преобразован в мужскую общежительную Александровскую пустынь, а 10 марта 1890 года было разрешено строительство Александро-Невского монастыря. К этому времени силы старца сильно ослабели, но закладку монастыря проводили под его руководством. Вскоре после этого последовала блаженная кончина старца - 6 августа отец Стефан был пострижен в схиму, а 15 августа — на Успение Пресвятой Богородицы , мирно отошел ко Господу.
Иеросхимонах Стефан был погребен в основанной им обители, рядом с Успенской церковью. На могилку его сразу после смерти стали постоянно приходить люди, они служили панихиды, обращались к старцу с просьбами и всегда получали просимое. В 50-е гг. XX века могила старца была разорена безбожниками. Уцелевшие останки отца Стефана были перенесены на Филейское кладбище. Богоборческие власти прилагали все усилия к тому, чтобы стереть память о подвижнике из людских сердец, но это им не удалось. Постоянно фиксируются чудеса, совершаемые по молитвам подвижника, в том числе многочисленные исцеления. В 1998 году была чудесно обретена келейная икона отца Стефана — чудотворный образ святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей.
29 октября 2001 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил на основании фактов непрекращающегося народного почитания подвижника и чудотворений по его молитвам совершить прославление преподобного Стефана в лике местночтимых святых Вятской епархии. 14 июля 2002 года это прославление было совершено, было составлено житие и написана икона преподобного.
Из поучений преподобного Стефана Филейского
- Господь Иисус Христос в Своем Евангелии указывает два пути спасения. Христианская жизнь в миру и воспитание детей в вере и благочестии – один из путей служения Богу. Господь указывает и на другой путь – более прямой, сопровождающийся большим самоотвержением и аскетизмом, большей ревностью, путь, благодаря которому истинно совершающий его приносит плод Богу во сто крат (ср. Мф. 13, 8).
- Многое испытав в жизни, я не нашел ничего лучшего для мира и спокойствия души моей, как умеренное принятие пищи, пребывание на одном месте и прилежное занятие Божиим словом. Ибо от сего происходит отдаление от всех суетных людей, постоянное богомыслие, очищение сердца, озарение ума, который, прозревая в таинственную жизнь будущего человека, успокаивает душу небесной тишиной. Как началом всего худого служит угождение чреву и забота о временном, так и исполнением добродетели и путем к блаженству – воздержание в пище и занятие ума духовным размышлением. Душа такого человека ограждается глубоким миром, ум объемлется безмолвием и сердце покоится под кровом Божиим: не слышно от него смехотворных слов, в глазах заметны слезы, а внутри печаль по Боге, которая и ведет душу его ко спасению.
- Тот истинно молится, кто молится духом; без того же суетны и самые красноречивые воззвания. Посему не почитай успехом в молитве, когда много прочитываешь молитвенных изречений; но — когда каждое слово твое исходит от сердца.
- Надобно знать, что без Божией благодати никто чистоты девства сохранить не может; а она нерадивому не дается: нужно иметь горячую любовь к изучению Божией премудрости, умеренно пить и есть и тело утруждать бдением и молитвой. Без сего неминуемо предстоит борьба с похотью плоти, одоление и падение в греховную нечистоту. Святые замечали, что за гордость и осуждение других также попускается человеку терпеть нападение от пакостника плоти; и что для охранения чистоты очень полезны частая исповедь и Причастие Тела и Крови Христовых.
- Верьте, со слезами говорю вам, верьте всем словам Господним, апостольским и пророческим, в них все – одна истина.
- Обрати внимание или ум на сердце и наблюдай, чтобы в этом последнем не возникло никакой посторонней мысли, внутренне же говори: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
- Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12:14). Слышишь ли: если ты не будешь иметь мира со всеми, даже и со врагами своими, то не увидишь Господа, не внидешь в Его Царствие. Потому молись же усердно, молись о всяком, кто изобидит тебя словом или делом.
- Чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным.
- Почему же каждый из нас помышляет о себе, что он как-нибудь спасется? Это ложная уверенность происходит от того что мы еще не пришли в познание истины, еще не имеем истинной веры Божественным откровениям.
Источник: https://pravlist.online/