Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковский
Одним из ярких представителей прославленного Церковью воинства является Довмонт-Тимофей Псковский. Личность князя Довмонта уникальна: князь-легенда, храмостроитель и непобедимый заступник веры Православной, доблесть которого была отмечена в хрониках немецких крестоносцев. Бессребреник, не наживший материального богатства и не основавший собственной династии. И в то же время – прямой преемник князя Александра Невского, породнившийся с ним не только по крови, но и в деле защиты веры и Отечества.
Живым свидетельством нравственного облика князя Довмонта, его воинских дарований и глубокой христианской веры является тот факт, что князь Довмонт-Тимофей был единственным князем в истории Руси, сумевшим прокняжить в свободолюбивом Пскове столь продолжительный срок, как 33 года. Его любовь и молитвенное заступничество живы в веках.
На знаменитом памятнике «Тысячелетия России», поставленном в Новгороде в 1862-м г., запечатлены великие деятели русской истории, чей положительный вклад в русскую историю был бесспорен. Император Александр II лично утвердил список всех героев отечественной истории, которых запечатлел памятник. На нем мы не увидим Ивана Грозного, зато встретим на этом монументе князя Довмонта.
Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшанский, был родом из Литвы и был язычником. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Здесь, по выражению летописца, "дохнула на него благодать Божия", когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей. После чего псковичи избрали его своим князем.
В то время главными врагами Пскова были ливонские рыцари. Немалую опасность представляли и сами литовцы, которые постоянными набегами разоряли не только псковские, новгородские, но даже московские земли. Именно над литовцами одержал первые победы благоверный князь.
В 1268 году князь Довмонт был одним из героев битвы при Раковоре – крупнейшем сражении мировой истории ХIII в., в котором русская рать одержала победу над датскими и немецкими крестоносцами. Неоднократно князь Довмонт отражал набеги немецких крестоносцев и защищал псковские рубежи.
Так, в 1272 г. большое войско ливонских рыцарей, возглавляемых магистром Ливонии Отто фон Лютенбергом, подошло ко Пскову и в течение десяти дней пыталось взять город. В этот критический для Пскова момент князь Довмонт наиболее глубоко проявляет веру, возлагая упование на Бога: «Слышав же Довмонт ополчающася люди без ума, во множестве силы, без Бога, и внииде церковь Святые Троица и, положив меч свой пред алтарем Господним, пад, моляся много со слезами, сице глаголя: “Господи Боже сил, мы людие Твои и овца пажити Твоея, Имя Твое призываем, призри на кроткия и смирены свыше”.
Взем меч игумен Исидор и весь ерейский чин, препоясавше и мечем, благословивше и отпустиша. И Довмонт же во множестве ярости мужества своего, не дождав полков новогородских, с малою дружиною с мужи-псковичи выехав, Божиею помощию изби их, самого же местера (т.е. магистра) раниша по лицу…».
Около 1282 г. Довмонт, будучи князем в Пскове, женился на дочери старшего сына Александра Невского Дмитрия ‒ княжне Марии. Это был почетный для него и для самого Пскова брак, к тому же и символический – новый герой-заступник Православной веры и западных рубежей Руси, породнился со своим преемником. Сама Мария впоследствии, после смерти князя, приняла иноческий постриг с именем Марфа в Псковском Иоанно-Предтеченском монастыре и была прославлена в лике святых.
В браке у Довмонта-Тимофея и Марии родился сын Давид. Впоследствии он стал одним из выдающихся полководцев Великого княжества Литовского. Давид не потерпел ни одного поражения в битвах с крестоносцами. Неоднократно по просьбе псковичей он приходил на помощь осажденному городу и помогал отбить натиск крестоносцев.
Во 2-ой половине XIII в. разворачивается активная строительная деятельность псковичей. В благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Князь стал вдохновителем и строительства в Пскове новой мощной крепости, которая впоследствии получила название «Довмонтов город». С XI в. до начала XVIII в. Псков участвовал в 130 войнах и 30 осадах и был взят только один раз – в 1240-м году. Такое успешное положение города во время осад, помимо героизма его защитников, обуславливалась его неприступностью, основой которой стал каменный фундамент, заложенный князем Довмонтом.
Псковские летописи, как и летописи других русских земель, подчеркивают, что никого из псковских князей псковичи не любили так, как князя Довмонта: «И всеми почитаем и любим был не ради звания великого, но благонравия ради. Никогда никого не укорил, не навредил, не оклеветал, не завидовал, не гневался, любил церкви Божии, службы посещал. Многие церкви создал и украсил, помогал нищим, странникам, заключенных посещал, печальных утешал, пленных на свободу отпускал, монахам, сиротам и вдовицам – кормитель. И во всяком благочестии и чистоте в православной вере прожил».
1299
Свою последнюю победу доблестный князь одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и не смотря на значительное численное превосходство немцев наголову разбил врага.
Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что "бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее". Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: "Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!"
Прославление
Почитание князя Довмонта в лике святых началось практически сразу после кончины князя. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, молитвами благоверного князя Довмонта были одержаны победы псковичей над немцами в 1341-м и 1343-м годах. В 1480 году, когда стотысячное войско крестоносцев осадили город, князь Довмонт явился во сне одному горожанину и сказал: "Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь".
Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. А общецерковное прославление князя состоялось в XVI в. после его явления с другими угодниками и во время знаменитой осады Пскова Стефаном Баторием. Ежедневно молились псковитяне с их духовенством у раки князя Домонта и в 1615-м году, когда шведская армия, предводимая Густавом-Адольфом, осадили Псков.
Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы. До революции рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном музее).
Святые князья Псковские Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Помогали они и в защите наших восточных рубежей. В 1640 г. великое народное движение на Восток - "встречь солнца" - завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери и героической Албазинской обороной 1685 – 1686 гг.
... Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. Несколько раз в 1684 - 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но города не взяли.
Как при жизни, так и после своей праведной кончины святые ‒ наши молитвенные ходатаи к Богу ‒ предстательствуют за нас. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают воины-защитники, среди которых яркой звездой сияет имя князя Довмонта-Тимофея Псковского.
Святый благоверный княже Довмонте-Тимофее, моли Бога о нас!
Источник: https://pravlist.online/