Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Официальный сайт

Аа
decor decor

Жизнь и слова святителя Иоанна Шанхайского

Святитель Иоанн (Максимович; 1896–1966), удивительный святой — молитвенник, прозорливец, блаженный чудотворец, проповедник, богослов. Святитель Иоанн был одним из апостолов ХХ века, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии. Однажды святитель Николай Сербский сказал о нем: «Он ангел Божий в человеческом обличье».

Жизнь и слова святителя Иоанна Шанхайского

Из жития святителя Иоанна Шанхайского

  • Отец Иоанн каждый день служил Божественную литургию и причащался. Со дня монашеского пострига он никогда не ложился в постель, спал сидя, молился все ночи напролет. Иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Был аскетом и постником, пищу принимал один раз в день, поздно вечером, иногда вообще забывал о еде.
  • Он имел великое дерзновение в молитве и молился так, будто воочию обращался ко Господу, Пресвятой Богородице и всем святым. Его кротость и смирение напоминали духовную высоту великих отцов древних патериков.
  • Отец Иоанн не обладал внешней красотой: он сутулился, прихрамывал, его волосы часто были растрепаны, ходил он часто босиком и в мятой рясе. Имел также дефект речи, что затрудняло его общение с окружающими. Но благодать, почивающая на избраннике Божием, делала все эти недостатки ничего не значащими, — люди чувствовали святость отца Иоанна, и сердца их тянулись к нему. Епископ Николай Сербский (Велимирович), ныне прославленный в лике святых, говорил о молодом иеромонахе: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».
  • В 1934 году иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа. Скромность отца Иоанна была такова, что когда его вызвали в Белград для возведения в сан епископа, он ре-шил, что его перепутали с кем-то другим, а затем, узнав, что речь идет о нем самом, попытался отказаться от сана, ссылаясь на косноязычие.
  • В Шанхае владыка Иоанн прослужил почти двадцать лет. Сразу же по прибытии в Шанхай он организовал приют для сирот и детей нуждающихся родителей.

Жизнь и слова святителя Иоанна Шанхайского

Однажды во время войны кормить приютян, которых набралось уже более девяноста человек, было нечем, а владыка продолжал приводить новых детей. Персонал негодовал, и как-то вечером Мария Шахматова, казначей приюта, обвинила владыку Иоанна в том, что, приводя новых детей, он заставляет голодать остальных.

Тогда владыка спросил: в чем она больше всего нуждается? Мария Александровна ответила, что вовсе нет никакой еды, но на худой конец нужна овсянка. Владыка поднялся в келию, начал молиться и бить поклоны, причем так усердно, что даже соседи стали жаловаться. Утром в приют пришел незнакомый мужчина, на вид англичанин, представился сотрудником зерновой компании и сообщил, что у них имеются лишние запасы овсяной крупы, и он хотел бы отдать их приютским детям. В дом начали заносить мешки с овсянкой, а владыка у себя продолжал молитву, теперь уже благодарственную.

  • Беженцы, спасаясь от коммунистов, нашли пристанище на Филиппинском острове Тубабао, в лагере Международной организации беженцев. В 1949 году здесь проживало примерно пять тысяч русских из Китая. С беженцами находился и владыка. Остров лежал на пути сезонных тайфунов, и на двадцать семь месяцев этот остров был ограждаем от страшных тайфунов молитвой святого. Сами филиппинцы говорили, что не боятся бедствий, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь эвакуировали, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Жизнь и слова святителя Иоанна Шанхайского

  • Владыку чтили и православные, и католики, и протестанты. В одной из католических церквей Парижа местный священник сказал пастве: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».
  • Блаженная кончина святителя Иоанна последовала 19 июня (2 июля) 1966 года на семьдесят первом году его многотрудной жизни во время его архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной Курско-Коренной иконой Пресвятой Богородицы.

После кончины владыки голландский православный священник писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: “Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь”».

  • В Сан-Франциско очень сырой микроклимат — влажно от океана. Мокрый и холодный туман, окутывающий город, — одна из его визитных карточек. Когда мощи святителя — а он лежал в металлическом гробу — извлекали, гроб проржавел, одежда истлела, а мощи остались нетленными.
  • 2 июля 1994 года святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец был причислен к лику святых. Общецерковное его прославление совершилось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2008 году. Память — 19 июня / 2 июля.

Жизнь и слова святителя Иоанна Шанхайского

Из слов и проповедей святителя Иоанна Шанхайского

  • Сын Божий пришел на землю и вочеловечился, чтобы возвести человека на небо, сделать его снова жителем рая, вернув ему первоначальное состояние безгрешности и целости, и соединить с Собой.
  • Достойна всякого почитания высокая, не материальная цель молитвы. Самая же высокая молитва это та, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием — как можно ближе придвинуться к Господу, положить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое. Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочется лишь Господом дышать, только Им жить, Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви…Через молитву мы соединяемся с другим человеком всё новому, и всё по лучшему… Молитва очищает бывшие, настоящие и будущие отношения…
  • Не ищите благодати ни в какой другой вере, ибо истина только в православной Церкви, про которую Христос сказал: "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют её" (Мф.16, 18).
  • Могут сказать, что христианство уже давно проповедуется по всей земле, однако оно преимущественно проповедуется в виде тех или иных отклонений от подлинного учения. Чистое и правое христианское учение сохранилось только в Православии, и вот оно-то проповедуется ныне там, где его не знали. Мы рассеяны по всему миру не только для научения и исправления нас самих, но еще и для того чтобы исполнить волю Божию о проповеди Православия всему миру.
  • Быть православным важно, потому, что православное учение о Боге есть то, которое открыл Сам Сын Божий.
  • Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедовать Евангелие, не проявляя любовь в делах.
  • Когда раскроются "книги", всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник - когда умерло тело, кто-то подумает - умер и грех. Нет, в душе была склонность и душе грех был сладок. И если она в этом грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придёт с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние.
  • Начало ада уже здесь на земле. Так же и рай начинается в душе человека уже в земной жизни. Здесь уже бывают касания Божественного в день Светлого Воскресения и когда достойно причащаемся.
  • Атеистом человек может быть только до своей смерти. После - все будут верующими. Но выбрать то, что будет после, надо сейчас, и как можно скорее.
  • Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нём борьба между грехом и правдой. Какого бы высокого духовного и нравственного состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или же стремительное, глубокое падение в бездну греха.
  • Полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией (когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи...»). Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение.
  • Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает.
  • Торопись делать добро! Время коротко! Сей добрые дела в жизни временной, чтобы получить сторичный плод в жизни вечной.
  • Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро могут сделать только пламенные, искренние, горячие. Истинно добрым может быть только молниеностно добрый человек. Эта молниеностность - есть выражение духовной силы, святой веры.

Жизнь и слова святителя Иоанна Шанхайского

Бог есть огнь

Бог наш огнь поядаяй есть (Евр 12:29). Когда предмет прикасается к огню, то меняется: или сгорает, или закаляется. Так человек, прикасаясь к Богу, или гибнет, или спасается.

Огонь — всегда огонь! Но вот от прикосновения к нему получается и пепел, и сталь — в зависимости от того, что прикасается. Так происходит и с человеком, и все зависит от того, что принесет он к огню Божественному — в каком состоянии он прикоснется к Богу. Если держит себя как железо, то железная сила станет стальной. Если распускается до слабости соломы — сгорит. Каждый человек, рано или поздно, неизбежно прикоснется к Богу, и горе ему, если не приготовится к той встрече... Настанет час, когда будет прикосновение с Божией силой, хотим мы того или нет...Неминуема встреча с Господом, и надо к ней готовиться.

Наши грехи — это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием. Или сжигаются они одни, или сгорает вместе с ними и сам человек, отдавшийся греху. Надо знать о Страшном Суде и отнестись к тому дню и событию как должно. Надо очистить свою душу, надо молиться. К тому событию надо отнестись ясно и сознательно, а не как животное, которое прячет голову, чтобы не видеть опасности.

Жизнь и слова святителя Иоанна Шанхайского

Тропарь, глас 5: Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих за весь мир присно возносимых; / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых тайн, / ими же присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, / целителю отраднейший. // Поспеши и на помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Источник: https://pravlist.online/

97