Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Официальный сайт

Аа
decor decor

Как появилась Библия

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами по вдохновению Духа Святого. Слово ««Библия» — греческое, означает — «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Единородным Сыном Божиим Господом Иисусом Христом.

Что такое Ветхий и Новый Заветы?

Библия разделяется на книги Ветхого и Нового Завета. Завет - это союз, заключенный Богом с человеком по Его милости. Все время от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю называется временем Ветхого Завета, то есть временем древнего (старого) договора или союза Бога с людьми. Главное содержание Ветхого Завета состоит в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготовлял их к принятию Его, через постепенные откровения, через святые заповеди, пророчества, прообразы, молитвы и священнослужение.

Исполнение этого обещания – пришествие на землю Спасителя – Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, называется временем Нового Завета. Сам Бог, став Человеком, через Крестную смерть и Воскресение победил грех и смерть. Бог заключил с людьми новый союз или договор, по которому все снова могут получить потерянное блаженство – вечную жизнь с Богом - через основанную Им на земле Святую Церковь и Святые Таинства.

Как появилась Библия

Само словосочетание «Новый Завет» освящено употреблением его Самим Господом Иисусом Христом. Во время установления Таинства Евхаристии на Тайной вечери сказал: Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28). Этими словами Спаситель указал на новый период домостроительства нашего спасения, в основание которого положены Его Божественная Кровь и Крест. Этот новый для человечества период, который Сын Божий начинает Своим воплощением и запечатлевает крестной смертью и воскресением, является осуществлением обетований Ветхого Завета. Это обетование осуществилось во Христе, и все человечество может теперь пользоваться в Церкви плодами Креста и Воскресения Христова и через вкушение Евхаристии (Святого Причастия) получить единство с Богом и стать наследником Царства Небесного.

Что такое канон?

Каждый, кто обращается к Библии, почти наверное время от времени задаётся вопросом о том почему именно те книги, которые мы находим в Библии, были выбраны в своё время из множества других и включены в её состав.

Сегодня принято говорить о библейском каноне – это слово греческого происхождения и означает «правило, мерило, образец». Когда мы говорим о библейском каноне, то имеем в виду список книг, составляющих Священное Писание т.е. официально принятый и утвержденный Церковью список книг.

Как появилась Библия

Канон Ветхого Завета

Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до Р. Х. до I в. по Р. Х. Считается, что книги Ветхого Завета были собраны воедино боговдохновенным писателем, книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до Р. Х. Но после этого продолжали создаваться книги, которые входили в состав Священного Писания, например Маккавейские книги. Эти книги уже на греческом также позже вошли в Септуагинту – собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык. И таким образом, Иудейский Библейский канон был создан не раньше конца I века, после разрушения Второго Иерусалимского храма на заседании Синедриона в Ямне.

После подавления иудейского антиримского восстания в 66–73 гг. и разрушения Второго Иерусалимского храма высшим органом управления становится Ямнийский Синедрион, который важнейшую задачу видел в создании строго фиксированного, канонического списка и текста книг Библии. Вероятно, это было связано с тем, что после того как перестал существовать Иерусалимский храм, книги стали, по сути, самой главной святыней иудеев. Судя по всему, именно по этим причинам на рубеже I-II веков окончательно и сформировался иудейский канон.

Канон Нового Завета

В Христианской церкви, для которой решения синедриона не имели значения, Библейский канон был создан значительно позже. Дело в том, что разнообразные секты и ереси пытаясь исказить Церковное учении о Боговоплощении предлагали свои собственные священные книги, и от этих книг нужно было оградить верующих. Церкви пришлось составлять списки книг, отвечающих учению Церкви. О том, что именно эти тексты христиане почитали священными в самые первые века своей истории, говорит то, что они встречаются в произведениях Отцов Церкви, живших во II, III и IV веках – Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Кирилла Иерусалимского и других. Библейский канон христиан включал в себя не только книги Нового Завета (ни одна из которых не принимается в иудаизме); но в том числе и книги Ветхого Завета, не вошедшие в иудейский канон.

Как появилась Библия

Канонизация Библии осуществлялась на соборах, т. е. собраниях представителей всех поместных церквей того времени. Соборы со времен Апостолов являются верховным авторитетом по вопросам вероучения и церковного устройства. Работа по составлению канона началась во II веке нашей эры. Самый ранний список новозаветных библейских книг, полностью совпадающий с нынешним, приводится в 367 году Афанасием Александрийским в поздравительном письме церквам. Формируя канон, отцы Церкви, по-видимому, стремились не столько дать недвусмысленное правило на все времена, сколько указать своей пастве, какие книги стоит принимать как священные, а какие – нет. Лаодикийский поместный собор (около 364 г.) утвердил новозаветный канон в применяемом сегодня составе, только без книги Откровения Иоанна Богослова. После этого вопрос о новозаветном каноне обсуждался ещё на Гиппонском (393 г.) и Карфагенском (397 – 419 гг.) соборах. И наконец, в 692 году на Пято-шестом (Трулльском) соборе в вопросе канона Священного Писания была поставлена точка. Вторым правилом этого собора те книги Писания, которые мы видим в настоящее время, открывая Библию, окончательно стали соборно утвержденным Библейским каноном Церкви, как общеобязательные для всей Церкви.

Как правильно пользоваться Библией?

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, например, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Как появилась Библия

Сам апостол Пётр свидетельствует, что “никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2Пет. 1:20-21). Соответственно, только Святые Отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала. Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24:27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своём устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания в современном его содержании, а всё передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием как мы увидели Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии. И именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохранённой, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2:8).

Бог заключал договор не с одним человеком, а с народом — с Церковью. Библия - есть письменное скрепление и фиксация условий договора Церкви и Творца, и потому вне Церкви и Евхаристического общения с Богом она не имеет никакого значения и может послужить лишь к осуждению.

Как появилась Библия

Еретики не имеют никакого права на христианские сочинения. Им по справедливости можно сказать: Кто вы? Когда и откуда пришли? Что делаете у меня, если вы не мои? По какому праву, скажем, ты, Маркион, рубишь мой лес? По чьему дозволению, Валентин, ты обращаешь вспять мои источники? Какой властью, Аппелес, ты передвигаешь мои границы? Что вы, прочие, сеете и пасете здесь по своему произволу? Это мое владение, мне оно принадлежит издавна, у меня прочные корни — от тех самых владетелей, кому все принадлежало. Я (Церковь) - наследница апостолов. Я владею так, как они распорядились в своем завещании, как препоручили вере, как утвердили клятвой. Вас же они навсегда лишили наследства и отвергли как чужих, как врагов. Учитель Церкви Тертуллиан.

Источник: https://pravlist.online/

151