О воинском служении
Армия — это та важная составляющая общества, без которой совершенно нельзя представить настоящее и тем более будущее нашей страны. Что делать без армии, когда нападает враг, истребляет и уводит в плен родных и близких? Представим, что у людей отняли право свободно жить, отняли саму жизнь как это было во времена татаро-монгольском ига или фашистской оккупации. Чтобы не вернуться в эти страшные времена, стране нужна вооруженная сила, состоящая из настоящих мужчин, которые готовы не за деньги, а ради любви к Родине выполнять свой долг.
Земная жизнь дается человекам на время, и у многих время берет ее обратно даром. Какое же преимущество обратить жизнь свою в талант для приобретения Родине спокойствия, победы, славы, сделать жизнь свою священной жертвой верности и любви к Отечеству, приблизиться через самопожертвование к высшей степени святой любви, по суду Самого Небесного Судии: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
(Ин. 15, 13).
Именно эта заповедь Евангелия о Любви была начертана в сердцах русских военачальников и рядовых воинов. На протяжении многих веков духовно-нравственный облик Российского воинства определялся системой духовных ценностей Православия. Более того мы видим, что в истории нашего Отечества принятие веры Христовой началось именно с войск – с князя Владимира и его дружины, которые приняли Крещение еще в Херсоне. Твердая вера и надежда на Бога, сострадательная любовь к ближним, защищать которых требует воинский долг, жертвенность и самоотверженность в бою были присущи каждому российскому солдату. Церковь прославила в лике святых множество воинов, а в богослужении молится о помощи свыше для «христолюбивого воинства». Среди прославленных русских воинов – святые Русской Православной Церкви благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, выдающийся флотоводец Феодор Ушаков. Этот факт наглядно свидетельствует, что воинское дело само по себе нисколько не препятствует обретению спасения и святости.
Святые Отцы о войне
По мысли Святых Отцов, война есть великое бедствие, произрастающее из греховных наклонностей человека. Но при этом война является и средством к обузданию большего зла. Тот, кто развязывает войны из греховных – корыстных либо тщеславных побуждений – достоин всяческого осуждения. Но тот, кто вступает в войну вынужденно, чтобы защитить своих соотечественников или единоверцев от неприятеля, тот воюет законно и не совершает тем самым греха.
Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное
– пишет преподобный Исидор Пелусиот.
Учению о войне как о вынужденной необходимости в падшем мире посвящены такие слова святителя Филарета Московского: Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию
.
Критикуя пацифистское учение толстовцев, святитель Феофан Затворник пишет, что на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?
. Многие Святые Отцы Церкви хвалили мужество, стойкость и самоотверженность воинов, проявленный ими героизм и подвиги.
Что говорит Библия?
В Ветхом Завете мы находим множество указаний на то, что необходимо учиться войне (см.: Суд. 3: 2), как выходить на войну (см.: Числ. 10: 9), что необходимо делать после войны (см.: Числ. 3: 19; Втор. 31: 19). Война была необходимостью для иудеев, так как окружавшие их языческие народы вели постоянные войны со своими соседями. Более того, возможность мирного сосуществования с исповедующими идолопоклонство и развращенными до крайней степени народами представляло большую опасность. Поэтому такие войны и называются в Священном Писании войнами Господа (см.: 1 Цар. 17: 47; 2 Пар. 20: 15), так как они представляли собой намного меньшее нравственное зло, чем совращение в идолопоклонство со всеми вытекающими из него духовными последствиями.
Священное Писание неоднократно с похвалой упоминает о воинах, притом ни разу не осуждая их службу и не приказывая оставить ее. Так, к примеру, в Новом Завете говорится о сотнике, который просил Господа исцелить своего слугу и который удостоился высочайшей похвалы от Спасителя: Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры
(Лк. 7: 9). Приводится в Писании и другой пример: Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога… он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия
(Деян. 10: 1–3). И ни первому, ни второму сотнику ни Господь, ни апостолы не сказали ни слова в осуждение их воинской службы и не заповедали оставить ее. Точно так же и воины, которые приходили к святому Иоанну Крестителю и спрашивали: Что нам делать?
,- в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во время своей службы: Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем
(Лк. 3: 14).
Кто такой православный воин?
Православный воин должен, прежде всего, хранить веру и благочестие, воздерживаться от вымогательства взяток и злоупотребления служебным положением, величания своим званием, пьянства, мародерства, грабежей и насилия над мирными людьми и военнопленными. Осуждается дезертирство, и в тоже время воин должен быть готовым отказаться выполнять приказ, нарушающий заповеди Божии. Оказавшись в плену у иноверцев, воин-христианин не сдается духовно и не предает свою веру; этому учит нас пример сорока двух мучеников Аморийских и святого Иоанна Русского.
О сквернословии. Многие говорят: «Мы военные, матюгаемся, ну и что?!» Но слово, логос, имеет большую силу. Ибо сам Бог именуется Словом (Ин.1,1-18 и др.)! Словом можно убить, и словом можно спасти человека. Слова молитвы и благословения привлекают к нам Божию благодать. И наоборот – проклятие и мат, это разрушительное слово, которое призывает осознает это человек или нет! – нечистую, демоническую силу со всеми из этого вытекающими последствиями.
Также выбор псевдонима или позывного имеет большое значение. Недопустимо, когда человек выбирает себе позывной, например, «бес». Какую силу привлекает к себе такой человек? Закономерно, что ничего хорошего из этого не выйдет! Если мы желаем, чтобы Бог был с нами и чтоб Он нам помог одержать победу, нужно обращаться в молитвах к Нему ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила
(1 Мак. 3: 19).
Воин, защищающий свое Отечество, должен знать, зачем он берет в руки оружие, и когда и как он может его применять. Обоснованием для применения оружия должно быть не только требования воинского устава, но и нравственная оправданность его использования. Особенно это относится к воинам, которые считают себя православными христианами. Это служит не только укреплению воинской дисциплины, ответственности воинов, но и придает армейской службе характер высоконравственного служения.
Вспомним призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Церковь желает, чтобы человек, носящий военную форму, был просвещен светом Истины Христовой, чтобы Сам Господь направлял этого человека и в мирное, и в военное время. Церковь верует, что если воин отдаст свое сердце Христу и будет руководим Господом, то он не собьется с пути, но будет искренне и жертвенно защищать своих ближних, с честью выполнять свои воинские обязанности».